ПЕТРА ДИАКОНА КНИГА О СВЯТЫХ МЕСТАХ  


Источник этот представляет сочинение Монтекассинского монаха Петра Диакона — de locis sanctis. Он был современником Монтекассинского аббата Гвибальда, возведенного в это звание в 1037 г. Лотарем, для того, чтобы уладить монастырские раздоры, и посвятил ему свое сочинение. Петр был человек, по тому времени, ученый и оставил много трудов, как в прозе, так и в стихах, исключительно религиозного содержания; будучи библиотекарем Монте-Кассино, он собирал и приводил в порядок рукописи и документы, и сохранил много материалов для истории монастыря. Свой труд de locis sanctis Петр составил, главным образом, на основании двух источников: сочинения Беды Достопочтенного: de locis sanctis, и открытого Гамуррини Паломничества, причем пользовался ими довольно простодушно: сокращая, переставляя, а чаще всего выписывая дословно то, что в них находил. К сожалению, и текст Петра дошел до нас не вполне: он прерывается на описании Синая, на том самом месте, где начинается текст Паломничества.


Положение города Иерусалима, составляющее почти круг, поднимается не малою окружностию стен, которою он включает в себя и соседнюю гору Сион; она, находясь па полудне, возвышается над городом в виде крепости. Большая часть города лежит под горою, на плоскости низкого холма, который, будучи обнесен длинною стеною, имеет восемьдесят четыре башни и шесть ворот. Первые — ворота Давидовы к западу от горы Сиона; вторые ворота — села Белильнича, третьи ворота — святого Стефана: четвертая ворота — Вениамина; пятые ворота, через которые по ступеням сходят в долину Иосафата: шестые ворота — Фокейские. Самые известные из них суть три выхода: один с запада, другой с севера, третий с востока. С юга же над городом возвышается скверная вершина горы Сиона, и эта часть стен, с чередующимися башнями, как известно, не имеет ворот, то есть, от вышеупомянутых ворот Давидовых до той стороны той же горы Сиона, которая обрывистым утесом обращена на восточную сторону. Положение города, начиная с северной вершины горы Сиона, идет ровною покатостью до низменностей с верных и восточных стен, так что падающий здесь дождь не застаивается, но стекая, на подобие рек через восточные ворота, и захватывая с собою все уличные нечистоты, увеличивает поток Кедрский в долине Иосафата.
И так, при входе в город с северной стороны, из святых мест, прежде всего, сообразуясь с расположением улиц, надобно зайти в Константинову церковь, где обретен крест Господень. Оттуда к западу виднеется Голгофская церковь, где видна, даже та скала, которая никогда держала крест с пригвожденным к нему телом Господа; теперь на ней стоить большой серебряный крест, а над ним висит медное коло со светильниками. А под самым местом креста Господня в скале, иссечена пещера, на алтаре которой обыкновенно совершается литургия за почетных. К западу от нее есть также церковь Анастазис, то есть воскресения Господня. Посредине ее из камня иссечена круглая гробница Господня, верх которой человек стоящий внутри ее, может достать рукою; вход в нее с востока, и тут привален большой камень, на внутренней стороне до настоящего времени носящий следы железных скреп. С правой стороны к этой церкви примыкает, четыре угольная церковь Богоматери. На улице, соединяющей Голгофу и Мартириум, есть екзедра. где в ларце спрятана чаша Господня; через отверстие, сделанное в крышке, к ней обыкновенно прикасаются и ее лобызают; эта чаша серебряная, имеет с обеих сторон по ручке, и вмещает в себе, меру галльского секстария. Тут на Голгофе и Авраам принес в жертву сына своего Исаака. Кроме того, в портик Мартириума существует вправленное в деревянный крест копие воина; древко этого копия расколото пополам.
Гроб же Господень устроен посреди храма, а храм посреди города к северу, недалеко от ворот Давидовых. За Воскресением есть сад, где, святая Мария говорила с Господом. На Голгофе, же есть часть животворящего креста, на котором был распят Господь, и написание, хранящееся в серебряном ларце. Есть тут и рог, из которого помазывались цари, и кольцо Соломона. Недалеко же от середины земли находится темница; тут и вязание, тут вблизи и бичевание, тут вблизи и венчание тернием, тут вблизи и обнажение и деление риз. На Кальварии же, где был распят Господь, гора расселась, и на самую гору Кальварии восходят семнадцатью ступенями, и там висит девять лампад, каждая с серебряной чашей. А внизу Голгофа, где упала кровь Христа на рассевшийся камень.
Под горою Кальварии к востоку, на другой стороне города, есть храм Господень, выстроенный Соломоном. Посреди храма есть большая гора, обнесенная стенами, где была скиния, а в ней кивот завета, перенесенный, по разрушены храма, императором Веспасианом в Рим. С левой стороны скинии Господь Иисус Христос поставил на камень ногу Свою, когда принял его в объятия Симеон, и так осталась там нога отпечатленною, как будто бы ею стали на воск. К полудню же, недалеко построен храм Соломона, в котором он обитал: в нем двадцать пять дверей, внутри триста шестьдесят две колонны, внизу, неподалеку, колыбель Христа, его купель и ложе Пресвятые Богородицы. Ниже храма Господня к востоку находятся красивые ворота, в которые вошел Господь, сидя на жребяти осли; тут и Петр исцелил хромого. К северу находится церковь святые Анны, где три года воспитывалась блаженная Мария. Вблизи же и Овечая купель, имеющая пять портиков.
По соседству с храмом находится купель Вифезда, замечательная двумя бассейнами: один из них обыкновенно обильно наполняется дождями, другой же — иного цвета от красной воды. С этой стороны горы Сиона, которая обрывистою скалою обращена на восток, в ограде стен и у подошвы холма, вытекает источник Силоам, который течет на юг с чередующимся притоком воды: то есть не постоянно, но бьет в определенные часы и дни, и проходить через пустоту земную и пещеры из весьма твердого камня. На верхней же плоскости горы Сиона находится большая церковь, основанная апостолами, потому что тут они приняли Дух свят; тут же успе Пресвятая Мария, и тут указывают также место вечери Господней. По середине стоит и мраморный столб, к которому привязали Господа и бичевали. Тут показывается камень, на котором побиен блаженнейший мученик Стефан, и камень этот лежит вне города.
При выходе из ворот Давидовых попадается мост, направленный через долину к югу; у середины ее к западу стоит большая смоковница, на которой удавился Иуда. Далее в Ахельдамахе, к южной стороне горы Сиона, хоронятся чужестранные и незнатные покойники — одни погребаемые в земли, другие — гниющие непогребенными.
Кругом Иерусалима виднеются места суровые и гористые. Отсюда также, по направленно к северу до земли Аримафейской показываются через промежутки местности каменистые и суровые, и поросшие тернием долины, простирающиеся до Фаиннской страны. От Иерусалима до Кесарии Палестинской, хотя и попадаются немногие и небольшие бесплодные местности, но преобладают ровные поля, чередующиеся с насаждениями масличными, отстоят же эти города на семьдесят тысяч шагов. Длина же земли обетованной от Дана до Вирсавии тянется на пространство ста шестидесяти пяти миль; от Иоппы до Вифлеема на сорок шесть миль. Возле стены храма или Иерусалима с востока идет Гееннон, что есть долина Иосафата, тянущаяся с севера на юг, через которую протекает поток Кедрский, когда принимает в себя дождевую воду. Эта долина и небольшая ровная поляна орошаются водою, засажены деревьями и исполнены прелести. В ней есть башня царя Иосафата, заключающая в себе его гробницу: направо от нее отдельный дом, высеченный в скале горы Масличной, имеет две выдолбленные гробницы — именно: старца Симеона и Иосифа обручника Пресвятой Марии. В той же долине находится круглая церковь Пресвятой Марии, нвправо от нее пустая гробница, где, как говорят, иногда отдыхала Пресвятая Мария. При входе в нее видят направо вделанный в стену камень, на котором молился Господь в ту ночь, когда был предан, и следы колен его отпечатлелись как бы на воске.
Гора Масличная отстоит от Иерусалима на тысячу шагов, по высоте равняется горе, Сиону, но превосходить ее в длину и ширину; за исключением виноградников и маслин, на ней мало растет деревьев, но родится много пшеницы и ячменя; по свойству ее почвы тут не бывает саранчи, и растет много травы и цветов. На самой вершине, этой горы, где, Господь вознесся на небо, есть большая круглая церковь; земля с этого места ежедневно берется верующими, тем не менее остается, и доселе, сохраняет тот же вид, то есть как бы отпечатанные знаки следов. Ежегодно в день Вознесения Господня, по окончании обедни, сверху обыкновенно поднимается сильное дуновение бури и опрокидывает на землю всех, кто бывает в церкви. Выстроенная тут же церковь указывает гробницу Лазаря, и большой монастырь, расположенный на равнине Вифании окружает большой лес маслин. Вифания отстоит от Иерусалима на пятнадцать стадий. Есть на этой же горе, к северной стороне Вифании, и третья церковь, где Господь перед страданиями говорил ученикам о дне судном.
Вифлеем отстоит от Иерусалима, к югу на шесть миль, и расположен на узком хребте, отовсюду окруженном долинами; длина города с запада на восток тысяча шагов, он низок и обнесен стеною без башен, сооруженною на краю горной плоскости; на восточном ее углу есть как бы некая природная полупещера; часть ее, ближайшая ко входу, есть место Рождества Господня, а внутренняя — зовется яслями Господа. Эта пещера внутри вся покрыта драгоценным мрамором, и над тем местом, где родился Господь, имеет большую церковь Пресвятой Марш. Выдолбленный возле стены камень, где омыли тело Господне, до сих пор содержит воду, вытекающую из стены; и если она или случайно, или нарочно исчерпывается, то тем не менее тотчас, пока ты смотришь, натекает сполна, как была прежде. Гробница Давида находится в Иерусалиме. Царская дорога, ведущая от Елии к Хеврону, имеет с востока Вифлеем, с запада — гробницу Рахили.
Хеврон, расположенный на широком поле, и отстоящий от Иерусалима на двадцать две мили, на одну стадию к востоку имеет двойную пещеру, где окружены четырехугольной стеною гробницы патриархов; головы их обращены к северу и каждая гробница покрыта вытесанными камнями, на подобие базилики, при чем на гробницах трех патриархов камни белые, гробница же Адама первозданного представляет работу мен е замечательную и материал более простой; она находится не далеко от них к северной оконечности этой стены. Видны также более простые и меньшие по объему гробницы трех жен. Гора Мамврии, отстоящая на тысячу шагов к северу от этих гробниц, поросла густою травою и цветами, и на вершине имеет ровное поле, на северной части которого окру жен церковью дуб Авраама ствол, вышиною в рост двух человек.
Начало Иордана находится в провинции Финикии, у подошвы горы Ливана, где лежит Паний, то есть Кесария Филиппова. Пещера, из которой выходит Иордан, сооружена удивительно красиво. В земле же Трахонитской есть источник, имеющий свойство колеса, откуда и получил название Силы, на расстоянии пятнадцати тысяч шагов от Кесарии; он до того постоянно изобилует полнотою вод, что и не переливается, и не уменьшается никогда.
Мертвое же море простирается в длину до Зоаров Аравийских на пятьсот восемьдесят стадий, в ширину — до сопределий Содома — на сто пятьдесят. С большою вероятностью можно сказать, что оно после сожжения Содома, Гомморы и соседних городов вытекло из соленых колодцев. И если смотреть с вершины горы Масличной, то видно, что оно от движения разбивающихся волн выбрасывает весьма насыщенную соль, которую, высушенную на солнце, собирают, и она идет на пользу многим народам. Мертвое же море не принимает в себя ни одного живого существа, ни рыб, ни птиц привыкших к воде; быки и верблюды плавают. Наконец, если Иордан, увеличившись от дождей, занесет туда своим течением рыбу, то она тотчас умирает и плавает поверх густой воды. Зажженная лампада плавает там, не опрокидываясь, но, будучи погашена, тонет; и все живое, будучи погружено, хотя бы и с сильного размаху, тотчас выходит наверх. Люди не умеющие плавать, брошенные туда хотя бы со связанными за спину руками, плавают без усилий. Вода бесплодна и горька, темнее других вод, и имеет сходство как бы с обожженною. Известно, что на поверхности воды плавает черная, жидкая смола, которую собирают, приближаясь к ней в лодках. Говорят, что смола к ним пристает и не может быть даже отскоблена железом, размягчаясь только от месячной женской крови и от урины; она очень пригодна для смазки кораблей и полезна для лечения тел человеческих. Местность сохраняет еще вид кары: родятся там очень красивые яблоки, возбуждающее в зрителе желание их сесть; но если их сорвать, то они лопаются и распадаются в прах, испуская, дым, как будто бы еще горят. В летние дни на полях появляется небольшой пар, от которого портится воздух, потому что чрезмерная вредоносная засуха, соединяется с сыростью и порождает в среде жителей ужасные болезни.
То место, где Господь благословил и преломил хлебы, находится по сю сторону моря Галилейского, к северу от города Тивериады; это ровное поле, поросшее травою, ни разу с того времени не вспаханное, ничем незастроенное, на котором виден один лишь источник, откуда пили люди. Идущие из Иерусалима в Капернаум держать путь чрез Тивериаду, затем мимо моря Галилейского и места благословения хлебов, от которого недалеко отстоит город Капернаум, не имеющий стен, лежащий в теснине между горою и озером, и тянущийся длинною полосою вдоль берега по направленно к востоку; к северу от него находится гора, к югу — озеро. Назарет не имеет стен, но большие здания и две большие церкви, из коих одна посреди города, построенная на двух арках, где некогда был дом, в котором воспитывался Господь в младенчестве. Эта церковь, воздвигнутая, как сказано, на двух возвышениях, и опирающаяся на две промежуточные арки, внизу, между этими возвышениями, имеет весьма чистый источник, откуда воротом достают в церковь воду в сосудах. Другая же церковь находится на том месте, где был дом, в котором ангел благовестил Пресвятой Марии.


Восточная литература (источник)
Главная
Моя география
О ЗЕМЛЕ ИЕРУСАЛИМСКОЙ И ЕЕ ОБИТАТЕЛЯХ
Напишите мне


 
Hosted by uCoz