| |||
Трактат «О земле Иерусалимской и ее обитателях» был написан прежде, чем Саладин захватил Иерусалим в 1187 г., однако после основания архиепископской кафедры в Петре и епископской в Хевроне, что произошло в 1168 г. В 1199 г. трактат присовокупили к посланию Аймара-монаха к Папе Иннокентию III. В 1217 г. трактатом воспользовался, описывая собственные впечатления от посещения Палестины, немецкий пилигрим Дитмар. В 20-е гг. XIII в. Яков де Витри построил свою «Восточную историю», подражая композиции и расширяя содержательную часть трактата. Трактат использовал в своей книге участник Пятого Крестового похода — магистр Оливер. Послание Аймара цитируют Винсент из Бове, Рихард из Санкто-Германо, Альбрик из монастыря Трех источников, английский историк Матвей Парижский, анонимный составитель манускрипта из Ротелина, переложивший трактат на французский язык. |
Земля Иерусалимская расположена в центре мира, по большей части гориста, почва ее для трав и злаков плодородна. С востока к ней примыкает Аравия, с юга — Египет, с запада — великое море, с севера — Сирия и Кипрское море. С древних времен она была общей родиной для народов, которые ради поклонения святым местам прибывали из самых разных стран, как о том сказано в «Деяниях апостолов» о ниспослании Святого Духа парфянам, мидянам и эламитам.
Ныне среди народов, которые обитают там и обосновались на этой земле, есть как христиане, так и те, кто ими не является. К христианам относятся разные народы и различные конфессии. О ФРАНКАХ. В первую очередь франки, которых вернее называть латинянами, — мужи воинственные, в оружии искушенные, с непокрытыми головами, и они единственные среди всех народов бреют бороды и прозываются латинянами, ибо используют латинские письмена и подчиняются Римской церкви. Они истинные католики. О ГРЕКАХ. Затем греки, отделившиеся от Великой церкви, — люди лукавые, тоже искушенные в оружии, носящие длинные волосы, заблуждающиеся относительно Символа веры, — так, они считают, что Святой Дух исходит не от Отца и Сына, а только от Отца, причащаются одним хлебом и заблуждаются но многом другом, — также имеют собственные письмена. О СИРИЙЦАХ. Еще есть сирийцы, к оружию не приученные и по большей части отращивающие себе длинные; бороды, но эти бороды они по-особому подстригают, одеваются так, что похожи и на греков, и на латинян, тем и другим они платят дань. В вере и обрядах они во всем согласуются с греками. В повседневной жизни используют письмена сарацинские, для Священного Писания — греческие. Об АРМЯНАХ. А еще есть армяне, с оружием мало знакомые, с греками и сирийцами они во многом расходятся, во время Рождества Христова держат свой сорокадневный пост, и в день Богоявления отмечают Рождество, и совершают многое вопреки каноническим установлениям. У них свои письмена. Между армянами и греками — непримиримая вражда. Ныне армяне пообещали повиноваться Римской церкви, после того как их царь получил корону от епископа Майнца. О ГЕОРГИНАХ. И еще есть георгиане, которые одному только святому Георгию всей толпой поклоняются, они весьма искушены в оружии, отращивают бороды и волосы, отпуская волосы длиной до одного локтя. Как у клириков, так и у мирян на голове выбрита тонзура по клерикальному обычаю: у клириков — круглая, у мирян — квадратная. Они причащаются плотью и почти во всем походят на греков. У них собственные письмена. О ЯКОБИНАХ. А еще есть якобины, или якобиты, которых некий Якоб склонил к несторианской ереси, они веруют в вещи недостойные и используют письмена халдейские. О НЕСТОРИАНАХ. А еще есть несториане, вера которых еретическая, ибо они говорят, что Блаженная [Дева] Мария была матерью только человека. Заблуждаются они и во многом другом. Письмена используют халдейские. О ЛАТИНЯНАХ. Латиняне разделяются на разные народы, а именно: немцев, испанцев, французов, англичан, итальянцев и другие народы, которые посылает Европа. Из Италии в стране Иерусалимской три народа: пизанцы, генуэзцы, венецианцы, — они во многих делах неутомимы и полезны, они руководят флотом, на море непобедимы и искушены во всякого рода военных действиях, блистая коммерческими дарованиями. Они освобождены от всех податей и неподвластны судьям, сами себе составляют законы, друг к другу относятся с завистью, разногласиями и непоколебимой невозмутимостью напоминают сарацин. О разнообразии язычников. Поскольку выше поведано о конфессиях и различиях среди тех, кто называется в Святой земле христианами, ныне мы расскажем и о тех, кто не является христианами и имеет там свои жилища. Об ИУДЕЯХ. В первую очередь — иудеи, люди упрямые, к войне неспособные еще в большей степени, чем женщины, повсюду они рабы, каждую луну терпят пролитие крови. Ветхий Завет у них написан письменами еврейскими. О САДДУКЕЯХ. Из них садуккеи, которые не веруют в воскресение. О САМАРИТЯНАХ. А еще самаритяне — так же невоинственные, как и иудеи. На головах носят круглые куски льна. В одежде они похожи на иудеев, но по нраву весьма отличны: они очень жестоки и недружелюбны друг к другу. Они признают только Пятикнижие Моисеево, частью используют письмена еврейские, но не все. Говорят по-сарацински. Нет им счастья в распространении рода своего, ибо на всем белом свете их осталось не более трехсот. Об АССАСИНАХ. А еще есть ессеи, которых по-простому называют ассассинами, они посылают ножи. Эти вышли из иудеев, но иудейских обычаев не придерживаются. В своем благоговении они представляются людьми верующими. Прелату своему они поклоняются как Богу и повинуются ему даже под страхом смерти. Если их повелитель, которого всегда зовут Симплекс, что означает мудрый, пожелает убить кого-либо из правителей, он называет его и кидает в толпу своих людей острый нож, и тогда они бросаются к этому ножу — тот, кто сможет схватить нож, с благодарностью обращается к повелителю и тут же посылается и отправляется на убийство того, кто был назван. И местные жители говорят, что любого, кто, исполняя повеление, погибнет, они почитают за ангела и поклоняются ему. Живут они все вместе, собственности не имеют. Те, кому меньше тридцати, не могут выносить приговор. Повелитель их обитает в дебрях Востока, он является главой над людьми и над их суевериями. Все остальные повелители их ему подчинены и ему повинуются. Сарацины называют его богом ножей. Они устраивают заговоры только против знатных людей, да и то не без вины или причины. Убивать простой народ у них считается высшим бесчестьем. Буквы они используют смешанные — халдейские и еврейские. Совсем недавно этот Старец приказал убить сына князя Антиохийского, причем прямо в городе Тортозе, в монастыре Пресвятой Девы. Поэтому тамплиеры вместе с князем, отцом убитого юноши, и королем Армении объединились и предприняли поход, полностью разорили владения Старца, не оставив там ничего, кроме четырех замков. А про этого Старца рассказывают, что он приказывает сажать отнятых от груди мальчиков в подземные жилища и до самого отрочества держать их там на хлебе, воде и бобах. Но едва они достигают отрочества, как их переводят в его сад, изобилующий всевозможными наслаждениями, где они и проводят какое-то время, наслаждаясь изысканными яствами и телами прекрасных дев. А в этом саду собраны самые разнообразные кушанья, всевозможные плоды и наипрекраснейшие девы, — каких только можно сыскать по всей этой стране,— и все это ради удовлетворения греховных страстей, которые просыпаются у юношей. Старец устраивает все так, что, по его словам, подземные жилища — это ад и тот, кто посмеет ослушаться его воли, на веки вечные будет обречен на подобные муки, а тот, кто исполнит его приказ, навсегда поселится в раю. Многие верят в этот обман и тем губят не только жизнь свою, но и душу. О БЕДУИНАХ. А еще есть бедуины, дикие люди, которых в народе называют лесными турками, они постоянно живут в шатрах и не имеют ни родины, ни жилищ. У них множество скота и всякой живности, которую они пасут, получив разрешение, то на землях сарацинов, то на землях христиан. Их множество, они разделяются по провинциям турмами, питаются мясом и молоком, одеваются в овечьи и козьи шкуры, постоянно, если только не разразится сильный дождь, спят под открытым небом. Шатры делают из шкур животных. Они — приятели фортуны: присоединяются к тому, кто берет верх над людьми. Они отпетые предатели, редкостные разбойники. Носят красные войлочные шапки и плащи, вокруг шапок обвязанные. Когда мы одерживаем верх над сарацинами, тогда они наши друзья и братья. Если же сарацины одерживают верх над христианами — переходят к ним. Гневя христиан, они восхваляют сарацин, и точно так же перед сарацинами — христиан. У них нет никакой другой веры, кроме той, которая идет от страха. Говорят, Магомет был из них. Письмена у них сарацинские, но весьма искаженные. |
Восточная литература (источник) |
Моя география |