Абрахам Ортелий 

Абрахам Ортелий. Пауль Рубенс

«Theatrum Orbis Terrarum» 1583 г

Америка. 1579 г

Святая Земля. 1572 г

Царство Пресвитера Иоанна, 1573 г

В XVI в., в эпоху разложения феодальных отношений и возникновения капитализма в недрах феодального общества, создались условия, способствовавшие в Западной Европе расцвету картографической науки и производства.
Мелкие феодальные владения сменились крупными абсолютистско-феодальными монархиями. Достоверные карты стали необходимыми для управления обширными территориями. Во многих странах была начата публикация региональных карт. С этого времени ведут начало систематические картографические съемки суши. Одной из ранних работ такого рода была съемка и карта Баварии масштаба 1:45000 , выполненная Филиппом Апианом в 1554-1561 гг. и затем изданная в 1568 г. гравюрой на дереве в масштабе 1 : 144 000 на 24 листах. Появилась новая профессия съемщиков. В качестве измерительных инструментов применялись компас, мерный шнур и мерное колесо, хотя мензула и приборы, которые могут рассматриваться как прообразы теодолита, были известны уже в первой половине XVI в. При картографировании больших пространств съемщики обычно следовали по дорогам, определяя направления пути и пройденные расстояния. Окружающая местность изображалась глазомерно. Эти карты означали тот новый период в развитии картографии, когда от комментариев к трудам античных авторов перешли к непосредственному изучению местности.
Другим мощным стимулом к подъему картографии были великие географические открытия XV-XVI вв., которые привели к неслыханному развитию мореплавания, колонизации, торговли. У мореплавателей, колонизаторов, торговцев возросла потребность в правдивых географических картах. Карта получила всеобщее признание и распространение. Вместе с тем накопился огромный материал, коренным образом изменивший географические представления о Земле.
География Птолемея, сыгравшая выдающуюся роль в научно-математическом обосновании картографии, хотя и сохраняла в XVI в. популярность, не могла удовлетворить возрастающих запросов практики. Во-первых, она исходила из неправильных представлений о соотношении пространств, занятых сушей и океаном, а во-вторых, ее карты отличались схематизмом даже в отношении известных Птолемею стран.
Для картографирования вновь открытых земель имели большое значение испанская «Палата для торговли с Индией», голландская и английская «Ост-Индские компании» - крупнейшие предприятия по эксплуатации колоний. Они располагали специальными картографическими учреждениями, где собирались и обрабатывались географические и картографические материалы и готовились карты для снабжения собственных судов. В условиях колониального соперничества конкуренция преграждала путь свободному распространению знаний.
Вместе с тем широкий спрос на географические карты повлек за собой появление большого числа частных картографических предприятий, основанных на коммерческом интересе. Вплоть до XVIII в. в Западной Европе внимание государственного аппарата к картографическим работам было относительно невелико, и поддержка, оказываемая этим работам, носила эпизодический характер. В этих условиях развитие картографии в XVI и XVII вв. оказалось во многом обязанным частной инициативе.
Это развитие в разных странах имело свои особенности, отражавшиеся на содержании и внешнем виде географических карт. Поэтому вполне различимы картографические школы: итальянская, португальская, фламандская, французская и др. Великие художники и просветители эпохи - Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Ян Коменский и др. - в своих трудах обращались и к картографии.
Первоначально картография процветала в богатых торговых городах Италии, особенно в Венеции, Генуе и Флоренции, а также в Германии. Расцвет итальянского искусства в эпоху Возрождения оставил свой отпечаток и на географических картах, замечательных по великолепию рамок, изяществу и четкости надписей, по художественному выполнению рисунков каравелл, морских божеств, бытовых сцен и т. п. Карты вошли в тематику декоративного искусства. Выполняемые в разнообразной манере в виде фресок, стенных ковров, ювелирных изделий и др., они украшали дворцы владетельных особ и знати. Прекрасный пример - зал карт в Палаццо Веккьо во Флоренции, где на дверцах больших шкафов воспроизведен своеобразный «Атлас мира» из 53 весьма детальных карт, которые создавались в течение 26 лет с 1563 по 1589 г. Карты-фрески того же периода сохранились до наших дней в Бельведере Папского дворца в Ватикане, в галереях Уффици - бывших канцеляриях Тосканского герцогства во Флоренции, во дворце Капрарола близ Рима. Источниками для них служили карты из "Географии" Птолемея, а позднее карты Ортелия и др.
После того как благосостояние Италии оказалось подорванным вследствие перемещений торговых путей из Средиземного моря в Атлантику и в результате иностранных вторжений, центр западноевропейской картографической деятельности переместился во второй половине XVI в. в Нидерланды, самую богатую и передовую в экономическом отношении страну Европы того времени. Антверпен - новый центр мировой торговли, занял также положение центра картографической деятельности. Вершина фламандской школы была достигнута в трудах Ортелия и Меркатора.

Авраам Ортелий — издатель, продавец карт в Антверпене, являлся членом гильдии св. Луки, объединявшей художников крупных нидерландских городов. В 1570 г. он издал ставший знаменитым географический атлас «Theatrum Orbis Terrarum» из 53 карт. Атлас вышел в свет за 20 лет до первого атласа Меркатора. Он был выполнен по заказу друга Ортелия, крупного торговца, судовладельца, знатока и коллекционера карт Эгидия Хоофтмана, жаловавшегося на неудобство в работе с разномасштабными, разноформатными разрозненными картами. Ортелий переработал для атласа карты 87 мастеров, список имен которых он привел тут же. Труд традиционно состоит из генеральной карты мира, карты четырех известных континентов и отдельных карт различных стран и более мелких политических единиц. Их отличают единые принципы построения, содержания, большой территориальный охват и высокое качество исполнения. Это гравюры на меди, в своем большинстве выполненные одним гравером. Атлас постоянно пополнялся и часто переиздавался. При жизни Ортелия вышло в свет по крайней мере - 28 изданий на латинском, голландском, немецком, испанском языках; последнее — в 1612 г. С 1579 г. во все публикации атласа стали включаться исторические карты, выросшие сначала в специальный исторический раздел, а потом в самостоятельный исторический атлас. Широко известны, например, карты Римской Британии, Черного моря в древности. При их создании Ортелий пользовался трудами античных авторов. Из современных карт обращает на себя внимание карта Кипра (в издании 1573 г.), бывшего до захвата османами в 1571 г. важной базой Венеции в торговле с Левантом. Поскольку после 1571 г. Кипр стал недоступен европейским путешественникам, то эта карта надолго превратилась в единственный источник для картографов.
Ортелию также принадлежит первая детализированная карта Тихого океана

Моя география
Старинные карты

Hosted by uCoz