Виды парусников 

Шнеккер

Шняка. Шнеккар. Шнекар. Ладья. Плоскодонное беспалубное поморско-новгородское парусно-гребное рыболовецкое судно, имевшее одну-две мачты с прямыми парусами; полни мало более 2 т груза. По некоторым данным, термин "шнека" впервые встречается в новгородской летописи 1284 года, в которой речь идет о прорыве шведских кораблей в Ладожское озеро "на лойвах и шнеках". Ещё раньше, в 1142 г. караван из трех новгородских лодей подвергся нападению эскадры из 60 шнек, посланных "шведским королем и епископом".

По всей видимости, термин "шнека" (шнеккер), и корабли, называемые подобным образом, появились не в XIII в., а, по меньшей мере, в XII в. Шнеккеры, известные нынешним историкам, появились в конце XIII в., может быть, в начале XIV в, поскольку форкастли и ахтеркастли являются сравнительно поздним элементом североевропейской корабельной архитектуры (у норманнских Дракаров, Кнорров форкастли отсутствуют.)

У новгородцев слово "шнека" (производная от норманнского Snekkar – "змея") в широком смысле обозначало название иноземного морского судна. Длина таких судов составляла 20-24 м, ширина – 4,2-5,1 м, высота борта – 1,2-1,7 м, осадка – 0,5-1 м. Среднее водоизмещение – от 10 до 20 т. Экипаж – 40-70 человек. Шпангоуты имели сильный развал наружу – до 25-30 градусов. Для большей остойчивости на днище укладывался балласт из камней весом до 1 т. Дубовые доски обшивки крепились внакрой, что являлось характерной особенностью морских судов северных народов.

Многие скандинавские суда несли на носу и на корме богато орнаментированные башни с зубцами по типу крепостных. Это были, по существу, поднятые платформы (кастли) с ограждениями для арбалетчиков и пращников (носовая башня – форкастль, кормовая – ахтеркастль). С правого борта крепилось рулевое весло традиционной скандинавской формы.

Проведенная еще в 19 веке реконструкция 24-метровой шнеки подтвердила высокие мореходные качества древних норвежских кораблей. Ладья легко взлетала на высокие волны, на веслах разгонялась до 12 километров в час, а при попутном ветре ее скорость могла достигнуть даже 21 километра в час.

Главная
Моя география
Продолжение

Hosted by uCoz