|
Виды парусников
| |
Кнорр
|
Ладья
|
Византийский дромон
|
1.Кроме боевых судов, мореходы Скандинавии и Северной Европы применяли грузовые суда - кнорры. Это было вызвано необходимостью перевозки большого количества снаряжения и лошадей. В XIII веке произошло еще одно коренное изменение в конструкции судов -- появился кормовой руль. Но много раньше мореходы Севера уже поместили рулевое весло непосредственно за кормой, в диаметральной плоскости. Когда рулевое весло крепилось по правому борту, оно под действием боковых ветров и крена то уходило в воду, то вообще выходило из воды, становясь бесполезным. После размещения по центру, рулевое весло стало исправно выполнять свои функции, постепенно превращаясь в кормовой руль.
Корпус кнорра типичен для судов скандинавской постройки: его отличают развал бортов, высоко поднятые штевни с украшениями, в палубе - квадратный вырез люка трюма, прямой рейковый парус, на котором, как и на шнеккере, для уменьшения площади парусности стали впервые применять рифштерты(концы, закрепленные на парусе, с помощью которых при необходимости уменьшается его площадь).
2.Ладья(в северных говорах лодья), дубас — славянское и русское морское и речное судно. Именно от слова лодья произошло современное слово "лодка" (маленькая лодья). Широко использовалась в Киевской Руси. На ладьях варяги совершали военные походы или просто грабительские набеги на Византию. При преодолевании естественных или искусственных препятствий, недоступных для судоходства, ладьи тащились волоком.
Первоначально ладьи строились из выдолбленных крупных стволов дуба или липы с наращиванием их досками для увеличения высоты борта. Такие ладьи назывались «набойными».
В дальнейшем стали строить «дощатые ладьи», то есть корпус судна полностью делался из досок.
Длина ладей составляла до 20 метров, ширина до 5 метров. Грузоподъёмность — до 200 тонн. Ладья имела вёсла и парус.
Ладьи русских поморов имели длину около 7,5 м, ширину 3.0 м и осадку до 3 м. Парусное вооружение таких ладей составляли две-три мачты. На них поднимались прямые паруса.
3.Быстрый корабль. Многие авторы того времени отмечали родство дромона с либурной. Дромоны могли использоваться и как военные корабли, и как транспортные суда и отличались от своих предшественников они прежде всего скоростью.
Византия в 5—6 веках вовсе не нуждалась в военном флоте, ввиду отсутствия на Средиземном море иностранных кораблей. Отношение византийцев к флоту изменилось, когда в седьмом веке к Средиземному морю прорвались арабы.
Для отражения угрозы греки начали строить дромоны — быстрые корабли. Византийский дромон представлял собой облегченную версию римской биремы. По своему времени это действительно был очень быстрый корабль. Греки убрали башню, заменили “ворон” обычным абордажным трапом, а громоздкий “выстрел” — трубой для метания “греческого огня”.
Дромоны даже не имели сплошной палубы, ее сменили узкие помосты для воинов. В результате снятия вооружения водоизмещение корабля было уменьшено почти в полтора раза — всего до 100 с небольшим тонн. Зато количество гребцов возросло до сотни человек. Половина из них могла участвовать в абордажном бою.
Кроме того, на борту могло быть около 40 стрелков и матросов. По римским меркам дромоны, конечно же, были очень слабыми кораблями. Но для решения стоявших перед византийским ВМФ задач сила дромонов оказалась вполне достаточной. Для того, чтобы разгромить ладейный флот Игоря, потребовалось всего 15 таких кораблей. “Греческий огонь” был далеко не единственной причиной успеха византийцев.
Дромоны слишком трудно было взять на абордаж с ладей. Тем более были обречены на провал попытки славян пробить борта дромонов топорами и ручными таранами. Первоначально дромон представлял собой открытый, то есть беспалубный гребной корабль с одним ярусом весел и съемным парусным вооружением. Однако спустя некоторое время ситуация изменилась. Византия стала сильнее и в военном, и в экономическом отношении, а на юге забрезжила новая угроза – арабы.
Поскольку одноярусные беспалубные корабли не гарантировали надежной защиты Эгейского бассейна и Константинополя от морской угрозы, византийцы укрупнили дромон и сделали его двухъярусным, а одноярусные корабли стали называться монерами или галерами (moneres и galea соответственно).
Дромоны превратились в беспалубные 100-весельные биремы (по 25 весел на каждом ярусе с каждого борта), обзавелись 1-2 мачтами с "латинскими" косыми парусами и стали линейными кораблями византийского флота. Вместо сплошной палубы дромоны имели три сквозных настильных прохода, поднятых над гребцами: вдоль каждого борта, и центральный, проходящий по оси симметрии корабля.
По византийским источникам можно судить о существовании по меньшей мере трех типов дромонов: усиако, памфилоса и третьего, самого крупного, не имеющего особого названия. Название "усиако" происходит от греческого слова "усия", которое, в частности, означало отряд из 100 человек.
Пятьдесят профессиональных гребцов находились на нижнем ярусе и гребли как на переходах, так и во время боя. Вторая полусотня состояла из воинов, занимала верхний гребной ярус и гребла только на переходах. Во время боя они убирали весла и выполняли те же функции, что и морские пехотинцы (liburnarии) римского флота. То есть поражали врага метательными снарядами и вступали в абордажные схватки.
Памфилос был в целом аналогичен усиако, но имел экипаж 120-160 чел. Наконец, третий, наиболее крупный тип дромона брал на борт до 200 человек. Из них 150 являлись гребцами, распределенными следующим образом: 50 на нижнем ярусе по одному человеку на весло, и 100 – на верхнем ярусе, по 2 гребца на каждое весло.
Еще 50 были морскими пехотинцами. Все три модификации дромонов имели в целом аналогичную конструкцию. Боковые настильные проходы и скамьи гребцов были защищены съемными щитами. Весла были выведены наружу непосредственно через отверстия в бортах, без дополнительных коробчатых расширений наподобие античного парадоса.
Дромоны оснащались таранами, однако главную ставку византийцы делали на мощные метательные машины и "греческий огонь".
Главная
Моя география
Продолжение |