|
Виды парусников
| |
Английский купеческий корабль
|
Ганзейский когг
|
Французский торговый корабль
|
1.Корабль, относящийся к классу коггов. По оконечностям корабля установлены касли (замки). Эти площадки-платформы закрывались высоким фальшбортом, по традиции выполненным в виде ряда щитов. Для наблюдателей и лучников на мачте крепилась через центр бочкообразная марсовая площадка. Навесной кормовой руль, большой прямой парус с гербами города и владельца и прочная мачта, составленная из нескольких брусьев, стянутых канатами, подчеркивали добротность корабля. Когги были достаточно мореходными судами. Короткий бушприт(горизонтальный или несколько наклонный брус, выдающийся впереди фортевня) использовался для проводки булиней(снасть, расположенная у нижних парусов), оттягивающих наветренную шкаторину(кромка паруса, обшитая гибким тросом) паруса.
Массивные шпангоуты со шпацией(расстояние между двумя соседними шпангоутами) около 0,5 м, дубовая обшивка внакрой толщиной около 50 мм были характерны для этих судов. Палуба настилалась на бимсах, концы которых часто выводились наружу, через обшивку. Подобного типа суда применялись и ганзейскими купцами.
2.Когг — высокобортное одномачтовое палубное судно длиной до 30 м (по ватерлинии — 20 метров), шириной до 8 метров, осадкой — 3 м, и грузоподъемностью до 200 тонн. На мачте, составленной из нескольких собранных и подогнанных в единый ствол бревен, поднимался один рейковый прямоугольный парус площадью 150-200 м2. Борта были выпуклыми (по-древнегермански Kugg — значит выпуклый), штевни прямые, скошенные к линии киля. Кормовая надстройка (ахтеркастль) была конструктивно связана с корпусом. На ахтерштевне крепилась платформа с зубчатым ограждением. Кормовая площадка занимала около половины длины судна. Под ней располагалось помещение, имеющее вход с палубы, и каюты, в бортовых стенках которых иногда прорубались окна. Форштевень заканчивался наклонной мачтой – бушпритом, служившим для растяжки паруса спереди.
Во второй половине XV века ганзейский когг получил дальнейшее развитие. Появились когги двухмачтовые, а позже и трехмачтовые. Их водоизмещение составляло уже 300 — 550 тонн. Для защиты от нападения пиратов и кораблей неприятеля Ганза имела на торговых судах арбалетчиков и несколько бомбард. С начала XVI века кроме торговых строились военные когги, которые конвоировали торговые суда на переходе морем. На них устанавливали 20 и более бомбард, уложенных на деревянные лафеты. Длина военных коггов была 28 метров, ширина 8 метров, осадка 2,8 метров, а водоизмещение 500 тонн и более. На корме и в носовой части как торговых, так и военных коггов по-прежнему располагались сильно развитые надстройки. Немного наклоненная к носу фок-мачта и грот-мачта несли по одному прямоугольному парусу, а бизань — косой парус. На Средиземном море иногда встречались двухмачтовые когги с косыми парусами.
3.Суда этого типа называли нефы, бузы, килсы, хулки. Отличительным внешним признаком нефов являются округленные в носовой части и прямые в корме высоко поднятые штевни. Речь идет о судах с одной мачтой. Применение навесного руля позволило уверенно использовать боковыми ветры. Этому помогало увеличение осадки и грузоподъемности судна. На судах появились бушприт, ванты с выбленками(веревочное переплетение между вантами, веревочная лестница), якорь, по форме приближающийся к адмиралтейскому. Грузоподъемность такого корабля немного превышала 200 т. Галс-клампы(отверстие в фальшборте парусного судна), облицованные прочным деревом, служили для проводки галсов, которые представляли собой прочные тросы, в отличие от шкота(конец для управления парусом) не имевшие талей(устройство для удобства подъема парусов (тяжестей)). Штаги и многочисленные снасти такелажа отнесены в корму.
На нефе были асимметричные пристройки к кормовым и носовым надстройкам. Они делались, вероятно, в качестве дополнительных помещений для размещения рыцарей, использовавших подобные суда для крестовых походов. Ограждения надстроек украшались гербовыми щитами рыцарей.
Главная
Моя география
Продолжение |