|
Виды парусников
| |
Каракка
|
Каракка "Санта-Мария"
|
Каравелла "Нинья"
|
Каракка (или «нао») — парусное судно, широко распространенное в XVI веке, впервые появивилось в Португалии в начале XV века. Каракки применялись в качестве и военных и торговых судов. Первоначально грузоподъемность их варьировалась от 200 до 600 тонн, длина до 50 метров и ширина до 14 метров. Португальские каракки, ходившие в Ост-Индию, были грузоподъемностью уже до 900 тонн при водоизмещении 1600 тонн и имели пассажировместимость 600-700 человек, а грузоподъемность каракк поздних построек достигала 1200 тонн. Для своего времени каракки имели очень мощное вооружение 30-40 пушек, что при хороших ходовых качествах делало их чрезвычайно опасными противниками для любого современного им судна.
Каракка была трехмачтовым двухпалубным судном с полным и высоким корпусом, с вырезанным в кормовой части лацпортом. Форштевень, загнутый в верхней части вперед, поддерживал большую треугольную двухъярусную надстройку. Корма была круглой и полной, заканчиваясь вверху прямоугольной стенкой надстройки. Длинный бушприт с сильно поднятым над водой концом нес закрепленный под ним парус — блинд. Паруса на мачтах устанавливались в два яруса.
Испанцы и португальцы использовали его для дальних торговых рейсов в Индию, Китай и Америку. Как и трехмачтовые каравеллы, каракки оснащались квадратными парусами на передней и главной мачтах и латинским (треугольным) парусом на корме. Однако они были крупнее, шире и более прочные, чем каравеллы, и имели очень высокий носовой и кормовой кубрики. Совершенно неверно считать (как утверждают некоторые современные источники), что каракки были предшественниками более совершенных каравелл. Наоборот, каракка была более современным типом судна. С течением времени каракки были замещены галеонами за счет более высокой маневренности, благодаря устранению высокого носового кубрика.
Сегодня одной из самых знаменитых каракк можно назвать флагманский корабль Колумба «Санта Мария». В популярной литературе ее часто назвают каравеллой, однако это была именно каракка, хотя современники Колумба называли такие корабли «нao», что означало просто «корабль», подразумевая при этом большой корабль, пригодный для долгого морского путешествия.
Венецианская каракка начала XVI века имела длину 30 метров, ширину 10 метров, высоту борта 6,5 метров, грузоподъемность более 600 тонн и четыре мачты. На фок-мачте и первой грот-мачте были прямые паруса, на второй грот-мачте и бизани — косые. На мачтах устанавливались большие площадки — марсы для размещения арбалетчиков и стрелков из огнестрельного оружия. Чтобы облегчить управление судном, была улучшена проводка стоячего и бегучего такелажа, ванты снабжены выбленками (ступеньки веревочной лестницы), впервые появившимися на кораблях северных стран. Экипаж — около 100 человек.
Первоначально каравеллы были легкими однопалубными кораблями водоизмещением в 50-70 тонн, длиной 20-30 метров, с тремя или четырьмя мачтами и латинскими парусами. Относительно высокие мачты и наличие бушприта позволили увеличить площадь парусов вдвое, что, естественно, сказалось на увеличении скорости хода. Латинские паруса на косых реях грот- и бизань-мачты позволяли судам ходить круто к ветру. Только фок-мачта несла четырехугольный прямой парус.Удачно была решена и конструкция корпуса каравеллы. При соотношении длины по килю к наибольшей ширине, равном 3:1, каравеллы обладали хорошей остойчивостью - качеством чрезвычайно важным, если учесть, что им приходилось выдерживать свирепые атлантические штормы. Обшивка этого корабля, набрана не внакрой, подобно черепице на крыше дома, как это делали раньше, а вгладь: одна доска вплотную к другой. И хотя такой способ обшивки знали и прежде, тем не менее заслугу его изобретения приписывают корабелу из Бретани по имени Жюлиан, который назвал этот способ “карвель”, или “кравеель”. Название обшивки позже перешло в наименование типа судов - каравелла.
Во второй половине XV века первоначальный тип каравелл значительно изменился. Появились каравеллы с прямыми парусами, которые ставились на фок- и грот-мачтах в два яруса. Латинский парус остался только на бизани. В XVI веке отказались от поперечных связей корпуса, устанавливавшихся поверх наружной обшивки борта в помощь внутренним шпангоутам. Эти брусья тормозили ход судна и создавали на волнении брызги. Кроме того, конструкция корпуса была недостаточно прочной в штормовую погоду, и иногда экипажам судов приходилось скреплять ее в море, стягивая корпус тросами. Матросы были постоянно заняты ремонтом - заменой досок корпуса, конопаченьем швов, починкой такелажа и парусов.
Главная
Моя география
"Санта-Мария"
Продолжение. |