| |||
Великая Франкская империя, возникшая на развалинах Римской империи, не очень рвалась в морские просторы, хотя и получила богатое наследство — багаж навигационных и кораблестроительных знаний от древних кельтов (галлов), которые в III в. до н. э. господствовали на всем побережье от устья Эльбы до испанского Гвадалквивира. Кодекс мореплавания кельтов лучше всего сохранился в Ирландии, именно там существует масса легенд о древних морских экспедициях святого Брэндана в начале VI в., который, по легендам (вполне правдоподобным), достигал американских берегов. Одним из результатов плаваний ирландских монахов в Атлантике было открытие Исландии в конце VIII века, то есть задолго до ее открытия викингами в 60 —70г 9 века. Викинги начали грабительские набеги на берега Галлии и Англии еще в III веке, но кульминация их грабительских походов приходится на VIII — XI вв. Датские викинги нападали на западных славян и на франков. Франки даже вынуждены были уступить им Нормандию, откуда в 1066 г. викинги вторглись в Англию. Шведские викинги кинулись на восток, спустились по Днепру и по Волге, основали ряд колоний и провели множество военных и торговых экспедиций вплоть до самой Византии. В России они были известны под именем варягов. Норвежские викинги оккупировали север Англии, Исландию и в Х в. под командованием Лейфа Эриксона достигли Канады, точнее — острова Баффин в канадских водах. Они назвали этот остров Хеллуленд. Потом достигли Лабрадора, дав ему наименование Маркленд, а затем добрались и до Ньюфаундленда (этот остров они называли Винленд). И это масштабное путешествие не выглядит экспедицией: это была запланированная серия открытий, опирающаяся на багаж опыта прежних плаваний, приведших к открытию Гренландии Эриком Рыжебородым. Корабли викингов представляли собой барки с одним квадратным парусом. Небольшая осадка позволяла им подниматься от моря высоко по руслам рек. В 836 г. викинги добрались до Лондона, в 845 г. — до Парижа, а потом уже они не один раз бывали и в Париже, и в Лондоне, не пощадили испанские берега и итальянские — тоже. Дошли даже до Константинополя. А вот на Балтике появились славянские корабли. Их главной базой был Волин в устье Одера. Славяне Балтийского побережья были активны на море в течение XI — XII вв. В XII в. их вытеснила из морской торговли немецкая Ганза. Суда Ганзы — вначале это были нефы, когги и гулки, а потом их сменили караки — стали преобладающим флотом на Балтийском и Северном морях. И оставались там хозяевами вплоть до XVII в. Торговая деятельность Ганзы охватывала прежде всего перевозку грузов без упаковки, навалом, а такой вид торговых морских перевозок требовал нового типа судов — с большим водоизмещением и большой ширины. Ведь именно для такого использования создавались португальцами и испанцами каравеллы, караки и галионы. Моделями для этих конструкций служили арабские и норманские корабли. Еще до открытия Америки Колумбом португальцы и испанцы на каравеллах и караках пускались на поиски Индии и огибали Африку. Вдохновителем этих многочисленных экспедиций был португальский принц Энрике. В истории он остался под именем Генриха Мореплавателя, хотя сам лично ни разу в жизни не выходил в море. В 1418 г. этот человек основал в своем замке Сагрес на юге Португалии первую в истории академию мореплавания. В этой своей академии он более сорока лет, до самой смерти, последовавшей в 1460 г., преподавал и провозглашал основные принципы будущих морских экспедиций. В 1468 г. португальский моряк Фернандо По достиг Гвинейского залива. Другой португальский мореплаватель, Диего Кан, в 1482 г. пересек экватор в поисках устья реки Конго. В 1485 г. он с помощью Мартина Бехайма из Нюренберга, ученика знаменитого Региомонтануса, преподававшего мореплавание по картам, доплыл до Китовой бухты (сегодня она называется Свакопмунд). И все эти путешествия оказались возможными благодаря каравеллам — тем кораблям, которые могли идти против ветра и научились преодолевать силу пассатов с северо-востока (ранее эти ветры нередко не позволяли мореплавателям вернуться домой, в Европу). А в 1487 г. Бартоломеу Диаш, португальский навигатор, сумел дважды обойти мыс Доброй Надежды, а потом и войти в Лондонский порт.
|