История парусного флота. Продолжение.  

Великая Франкская империя, возникшая на развалинах Римской империи, не очень рвалась в морские просторы, хотя и получила богатое наследство — багаж навигационных и кораблестроительных знаний от древних кельтов (галлов), которые в III в. до н. э. господствовали на всем побережье от устья Эльбы до испанского Гвадалквивира. Кодекс мореплавания кельтов лучше всего сохранился в Ирландии, именно там существует масса легенд о древних морских экспедициях святого Брэндана в начале VI в., который, по легендам (вполне правдоподобным), достигал американских берегов. Одним из результатов плаваний ирландских монахов в Атлантике было открытие Исландии в конце VIII века, то есть задолго до ее открытия викингами в 60 —70г 9 века. Викинги начали грабительские набеги на берега Галлии и Англии еще в III веке, но кульминация их грабительских походов приходится на VIII — XI вв. Датские викинги нападали на западных славян и на франков. Франки даже вынуждены были уступить им Нормандию, откуда в 1066 г. викинги вторглись в Англию. Шведские викинги кинулись на восток, спустились по Днепру и по Волге, основали ряд колоний и провели множество военных и торговых экспедиций вплоть до самой Византии. В России они были известны под именем варягов. Норвежские викинги оккупировали север Англии, Исландию и в Х в. под командованием Лейфа Эриксона достигли Канады, точнее — острова Баффин в канадских водах. Они назвали этот остров Хеллуленд. Потом достигли Лабрадора, дав ему наименование Маркленд, а затем добрались и до Ньюфаундленда (этот остров они называли Винленд). И это масштабное путешествие не выглядит экспедицией: это была запланированная серия открытий, опирающаяся на багаж опыта прежних плаваний, приведших к открытию Гренландии Эриком Рыжебородым. Корабли викингов представляли собой барки с одним квадратным парусом. Небольшая осадка позволяла им подниматься от моря высоко по руслам рек. В 836 г. викинги добрались до Лондона, в 845 г. — до Парижа, а потом уже они не один раз бывали и в Париже, и в Лондоне, не пощадили испанские берега и итальянские — тоже. Дошли даже до Константинополя. А вот на Балтике появились славянские корабли. Их главной базой был Волин в устье Одера. Славяне Балтийского побережья были активны на море в течение XI — XII вв. В XII в. их вытеснила из морской торговли немецкая Ганза. Суда Ганзы — вначале это были нефы, когги и гулки, а потом их сменили караки — стали преобладающим флотом на Балтийском и Северном морях. И оставались там хозяевами вплоть до XVII в. Торговая деятельность Ганзы охватывала прежде всего перевозку грузов без упаковки, навалом, а такой вид торговых морских перевозок требовал нового типа судов — с большим водоизмещением и большой ширины. Ведь именно для такого использования создавались португальцами и испанцами каравеллы, караки и галионы. Моделями для этих конструкций служили арабские и норманские корабли. Еще до открытия Америки Колумбом португальцы и испанцы на каравеллах и караках пускались на поиски Индии и огибали Африку. Вдохновителем этих многочисленных экспедиций был португальский принц Энрике. В истории он остался под именем Генриха Мореплавателя, хотя сам лично ни разу в жизни не выходил в море. В 1418 г. этот человек основал в своем замке Сагрес на юге Португалии первую в истории академию мореплавания. В этой своей академии он более сорока лет, до самой смерти, последовавшей в 1460 г., преподавал и провозглашал основные принципы будущих морских экспедиций. В 1468 г. португальский моряк Фернандо По достиг Гвинейского залива. Другой португальский мореплаватель, Диего Кан, в 1482 г. пересек экватор в поисках устья реки Конго. В 1485 г. он с помощью Мартина Бехайма из Нюренберга, ученика знаменитого Региомонтануса, преподававшего мореплавание по картам, доплыл до Китовой бухты (сегодня она называется Свакопмунд). И все эти путешествия оказались возможными благодаря каравеллам — тем кораблям, которые могли идти против ветра и научились преодолевать силу пассатов с северо-востока (ранее эти ветры нередко не позволяли мореплавателям вернуться домой, в Европу). А в 1487 г. Бартоломеу Диаш, португальский навигатор, сумел дважды обойти мыс Доброй Надежды, а потом и войти в Лондонский порт.
Из трех судов первой экспедиции Колумба, вслед за которой последовали еще три, только две каравеллы «Пинта» и «Нинья» вернулись в свой порт приписки. Карака «Санта Мария» потерпела крушение у берегов Гаити. Никто и никогда не отыскал от этого славного судна ни единого следа.
Исследовательские экспедиции португальцев и испанцев привели к возникновению новых колоний. Тордесильясский договор 1494 г. разделил их между Испанией и Португалией так, что колонии западнее 50-й долготы отошли к Испании, а восточнее — к Португалии. В 1497 г. Васко да Гама на каравеллах «Сан Габриель», «Сан Рафаэль» и «Беррио» при содействии арабского лоцмана впервые доплыл и проник в малабарскую гавань Каликут (теперь она называется Кожикодэ). Так что постоянная мечта европейцев доплыть до Индии была реализована. Но подобное разделение нового материка не устраивало амбициозных англичан, французов и голландцев, которые снаряжали пиратский флот и непрерывно грабили испанские и португальские суда.
В 1497 г. англичане отправили в направлении Китая экспедицию венецианца Джованни Кабото, который взял себе английское имя Джон Кэбот. На караке «Мэтью» он продвинулся на север дальше испанцев в поисках самого удобного пути в Китай. Он причалил между Лабрадором и Терра Нуова. После викингов это были первые европейцы на континенте Америка. Возможность достичь Индии западным путем могла быть доказана только кругосветным плаванием, которое и совершил в 1519—1522 гг. португалец Фернан Магеллан. В его экспедицию снарядили пять карак («Тринидад», «Консепсьон», «Сантьяго», «Сан Антонио» и «Виктория»). В порт приписки через три года вернулась
одна лишь «Виктория» — первое судно, обошедшее вокруг света. Вторым кораблем-кругосветником был галион английского пирата Френсиса Дрейка «Золотая лань». Цель его кругосветного путешествия (1577—1580) состояла не только в борьбе с испанскими колониями, в нападении на них там, где они этого менее всего ожидали — на американских берегах Тихого океана, но и в поиске пути в Китай. Когда Дрейк уже вернулся в Англию, испанцы решили положить конец британскому пиратству и снарядили в 1588 году свою «Непобедимую Армаду», двинув ее на Британию. Но Армада погибла в проливе Ла-Манш. Для поддержания и развития постоянных связей с колониями потребовались суда новой конструкции — галионы. Это были как раз те корабли, которые требовались для колонизации: они были крупнее и прочнее карак, несли больше вооружения и имели несколько палуб, как ниже главной палубы, так и над ней, на специальных опорах. У галионов были более высокие мачты, они несли много удлиняющих элементов, так что число парусов было изрядно увеличено, что придавало судну повышенную скорость. Появление множества малых парусов вместо одного большого существенно повысило управляемость и маневренность судов. Новый тип торгового судна явил голландский флейт. Это судно имело очень широкий корпус и малую осадку по сравнению с галионом — при том же тоннаже. Повышенная ширина и уменьшенная осадка объяснялись мелководьем голландских портов. В XVIII в. появились бриги, кечи, котры и другие, а в XIX в. к ним добавились шхуны, барки, клипперы, бригантины и множество судов смешанного типа. Большая заслуга в спуске на воду новых типов кораблей принадлежит США — именно с верфей США сходили новые варианты судов, составлявшие конкуренцию на море. Американские клипперы, а потом и клипперы британской постройки оказались самыми элегантными и самыми быстроходными кораблями за всю историю парусного флота. Пушки крупного калибра уже не загромождали палуб, но были столь эффективны, что со второй половины XIX века пираты прекратили свою деятельность на морях. Это был золотой век парусников, хотя их существованию уже явно угрожали дымы пароходов. Пароходы показали себя более быстроходными и экономичными, чем самые современные парусники. Итак, лишь в начале XX столетия исчезли последние торговые парусные суда.


Источник информации.
Главная
Моя география
Продолжение.

Hosted by uCoz