Чжен Хэ  

На 90 % Китай обязан своими морскими успехами одному человеку – легендарному адмиралу Чжэну Хэ. Он родился в 1371 году в южнокитайском городке Куньянг провинции Юньнань в небогатой мусульманской семье. Когда Чжэну было десять лет, его отдали в слуги наследному принцу. Мальчика кастрировали, что было тогда обычной практикой, а в 13 лет он попал в армию. Точнее, во флот, где начал неспешное восхождение по карьерной лестнице с должности простого матроса.
Кастратов ничто не отвлекало от службы, поэтому неудивительно, что часто они достигали больших карьерных высот. Так было и с Чжэном Хэ. Он отличался не только умом и сообразительностью, но и статностью, а также весьма благообразным видом. Современники так описывали адмирала: «Высокий и тяжелый, с правильными чертами лица… Двигался подобно тигру, а голос звучал четко и пронзительно».
Ну, пронзительность голоса у кастрата в объяснениях не нуждается, а вот все остальное было поистине удивительным. Где вы еще найдете китайца ростом около двух метров и весом более ста килограммов? Плюс талант, живой ум, прекрасная память и любовь к морскому делу и путешествиям… Прекрасные данные. Но сколько на свете было людей с прекрасными данными, которые в историю не вошли. А Чжэн вошел. Его карьера приобрела дополнительное ускорение после дворцового переворота. На престол сел новый император, который начал активно двигать наверх своих людей.
Чжэн Хэ получил звание Адмирала Западных Морей, флот и задание отправиться в море. У историков есть три версии, почему новый император вдруг так озаботился морскими делами. По первой из них, в задачу нового адмирала входило найти бежавшего из страны претендента на китайский престол. По второй версии, император желал максимально расширить свою империю. В пределе – на весь мир. По третьей версии, император искал за морями новых союзников для борьбы с набравшей силу империей Тимура.
В XV веке китайцы строили корабли длиной более 140 метров. Именно таким гигантом был четырехпалубный флагманский фрегат китайского адмирала Чжэн Хэ, украшенный резными балконами и оснащенный девятью мачтами. Для сравнения: в это время европейцы только-только начали строить трехмачтовые каравеллы, а корабль, на котором через сто лет Колумб поплыл открывать Америку, имел длину всего 25 метров. Причем, что поразительно, китайские корабли были оснащены поперечными водонепроницаемыми переборками, которые в Европе стали использовать только в XVIII веке! Более того – китайские монстры были частично бронированными! Их обшитые железом носы и огромная масса позволяли просто таранить вражеские суда, раскалывая их, словно орехи.
Все у китайцев шло просто отлично. Чуть ли не с начала эры (а может, и раньше) они начали осваивать моря. Однако своего пика Китай как морская держава достиг в XV веке. Многотысячные китайские эскадры царили в морях и океанах, расширяя империю.
Военные экспедиции китайцев продвинулись до Атлантики на западе, а на востоке китайцы добрались до Филиппин, Борнео и Тимора. Флот адмирала в лучшие годы состоял из 317 судов, на которых плавали 37 тысяч человек – солдаты, чиновники, матросы, писари, коки, снабженцы, а также лошади, куры, козы… И это 1408 год!.. Китайский флот превосходил весь европейский флот вместе взятый. Опять-таки для сравнения: почти через двести лет – в 1588 году – на историческую сцену вышла знаменитая испанская Непобедимая армада. В ней было всего 134 корабля, которые несли 20 тысяч человек.
Флот адмирала был укомплектован не только арсеналом оружия, но и многочисленными сувенирами и подарками. Китайцы одаривали островных царьков кучами безделушек, принимали от них формальные заверения в добрососедстве и ответные сувениры.
Не везде, правда, гигантская китайская армада встречала любезный прием. Например, на Цейлоне китайцев обстреляли. Причем безо всякого на то повода. Китайцы не успели даже подарки расчехлить… В ответ на этот акт возмутительной агрессии адмирал провел спецоперацию по захвату островной элиты: китайскими морпехами были взяты в плен правитель Цейлона, весь его гарем, выводок детей плюс все ближайшие сподвижники. Всю эту банду Чжэн Хэ отправил в Китай, чтобы их судьбу решил император. Император не стал казнить наглецов, простил их и даже отпустил обратно на Цейлон, добившись признания покорности. В результате Цейлон еще несколько десятков лет регулярно платил дань Китаю драгоценными камнями – рубинами, топазами и сапфирами…
Этот китайский император был вообще большой гуманист, несмотря на желание покорить весь мир. В своем указе от 1409 года он писал, обращаясь к народам мира: «Ныне посылаю адмирала Чжэна Хэ с императорскими манифестами, распространяющими Мою волю, чтобы вы почтительно следовали Пути Неба, строго блюли Мои указания, в соответствии с разумом были безропотны, не позволяли себе нарушений и противоборства, не смели обижать тех, кто в меньшинстве, не смели притеснять слабых, дабы приблизиться к идеалу общего наслаждения счастьем совершенного мира». Прямо-таки восточный Марк Аврелий!
Короче говоря, в 1405 году из устья реки Янцзы вышла огромная флотилия и поплыла по морям, неся свет китайской цивилизации разным недалеким народам. Уже упомянутый нами Цейлон, Ява, Суматра, Индокитай, Мадагаскар, Мальдивы, Занзибар, порты Персидского залива были отмечены китайским присутствием. Неутомимые китайцы добрались аж до Мекки!.. За два года флотилия посетила более трех десятков островов и стран, привезя отовсюду послов и дары. Император был чрезвычайно рад и осыпал адмирала и его сподвижников любезностями.
И было за что! Адмирал значительно расширил сферу китайского влияния. Которая, впрочем, и так была немаленькой. Известно, например, что за сотни лет до Чжэна Хэ китайская империя организовала многочисленные фактории на африканском побережье от Сомали до Занзибара. Здесь находят китайские монеты и осколки китайского фарфора эпохи династии Сунь (X–XIII века н. э.). В 1154 году арабский географ аль-Идриси писал о торговле китайскими товарами в Африке. Причем торговля эта была весьма обширной: китайский фарфор, слоновая кость, пряности, шелк, медная посуда, парфюмерия – все это продавалось, менялось, вывозилось, привозилось… И по сию пору в некоторых племенных языках восточной Африки встречаются слова китайского происхождения. А у некоторых кенийских племен можно заметить азиатские черты лица.
Однако вопрос торговли перед китайским адмиралом Чжэном Хэ не стоял или был далеко не на первом месте. Его задачей был скорее пиар – прославление нового императора. Но не меньшим стимулом было простое человеческое любопытство как самого адмирала, так и императорского двора, ибо заморские диковинки потоком лились в метрополию. Наибольшую радость в китайской столице вызвали африканские жирафы. Встречать это необыкновенное создание вышел к воротам дворца сам император. Кроме жирафов население метрополии было потрясено красотой «небесных коней» (зебры) и самыми настоящими единорогами (носороги).
Десантники адмирала редко обнажали мечи, как, например, это было на том же Цейлоне или на Суматре, где китайцам оказали вооруженное сопротивление. Подданные великого императора, в отличие от испанцев, даже не старались насадить везде свою веру. Веротерпимостью китайцы напоминали римлян. На усмиренном Цейлоне они установили памятный знак, на трех языках прославляющий трех богов. Иероглифы поют хвалу Будде, персидский шрифт превозносит аллаха, а тамильские каракули – индуистского Вишну.
Китайцы поставили на островах Зеленого Мыса и на западном берегу Африки – в устье реки Конго – каменные стелы (по типу цейлонской) с надписями, прославляющими подвиги китайских моряков. Но это не значит, что в своем продвижении на запад они ограничились островами Зеленого Мыса. В архиве Киотского университета хранится китайская карта XV века. На ней, помимо Китая, Африки и Индии, изображена Европа – вплоть до Германии.
Казалось, ничто не может остановить китайскую морскую экспансию. Но на самом пике славы и величия китайское покорение внезапно закончилось. Как ножом отрезало.

Почему?..

Хороший вопрос! И историки знают на него ответ: Китай отгородился от мира «железным занавесом». Поэтому и отстал. Произошло это так.
В 1424 году умер добрый китайский император, покровитель наук и путешествий. Пришел новый дядя. И советники быстро нашептали ему, что экспедиции в «дальний космос» слишком накладны для бюджета. Что они не приносят империи ничего, кроме славы и знаний, а денег сжирают чертову уйму. Не лучше ли переориентировать эти финансовые потоки на то, чтобы наладить жизнь внутри империи? Построить дороги, плотины, стратегические зернохранилища на случай неурожайных лет. А то в другой конец планеты флажок втыкаем, а у самих в провинции нищета и бездорожье…
А товары иноземные как же?..
А товары привезут иноземные купцы, ваше императорское величество!..
Император прислушался и закрыл проект. Причем закрыл его в чисто китайском стиле: путешествия за море и строительство новых кораблей были запрещены под страхом смертной казни…
В 1433 году пожилой адмирал Чжэн Хэ возвратился в Китай и не узнал страны. Настроения в империи изменились не в лучшую сторону, завоняло затхлостью и ксенофобией, исчезла терпимость… В следующем году великий адмирал умер. Возможно, он умер от огорчения, не сумев пережить крушения дела всей своей жизни, ведь было-то ему о ту пору всего 62 года. А сытые люди на Востоке живут долго…

Поскольку путешествие за море было приравнено к государственной измене, чиновники повыкидывали «преступные» отчеты и донесения адмирала. Большие корабли уничтожались, запретили даже строительство крупных джонок, на которых можно было бы уйти далеко в море. И через пару десятков лет навык строительства больших кораблей был попросту утрачен. Исчезла мореходная школа…
Имя великого адмирала старались не упоминать. Когда-то о нем писали стихи и ставили спектакли, он был одним из любимых героев нации. Но после того как с властных вершин задули ледяные ветры, все сразу как отрезало. Попробуйте найти в нынешнем Китае сколь-нибудь значительный памятник Чжэну Хэ! Есть небольшая статуя на его могильном комплексе в Нанкине, и, пожалуй, все. А вот в Индонезии, например, адмиралу посвящают храмы и поклоняются как богу, его именем называют городки и географические объекты; там он фигура легендарная. Почитают Чжэна Хэ также в Малайзии, на Малабарском побережье Индии, в Таиланде… И, кажется, даже больше, чем в Китае. Нет пророка в своем отечестве!..


Главная
Моя география

Hosted by uCoz