Блаженный ДЖОВАННИ ИЗ МОНТЕКОРВИНО или Иоанн Монтекорвинский (1246—1328) — францисканский миссионер, с которого начинается история католицизма в Китае. Первый в истории архиепископ пекинский.
Уроженец Южной Италии, фра Джованни впервые появляется в истории в 1272 г., когда он был направлен Михаилом VIII Палеологом к папе Григорию X для ведения переговоров о воссоединении церквей. С 1272 по 1289 гг. он по поручению папы ведёт миссионерскую деятельность на Ближнем Востоке, главным образом, при персидском дворе монгольских ильханов из рода Хулагуидов.
В 1289 г. папа Николай IV, убеждённый Раббан Саумой в благосклонности великого Кубла-хана к христианам, снабдил Джованни письмами к великому хану, к ильхану, татарским мурзам, армянскому царю и патриарху иаковитов, поручив ему двигаться в сторону Китая, где в то время жил Марко Поло. Сопровождали его доминиканец Николай из Пистойи и купец Пьетро ди Лукалонго.
Побывав при дворе ильханов в Тебризе (где имелась францисканская миссия), путешественники сели в Ормузе на корабль и в 1291 г. отплыли в Индию. В окрестностях Мадраса («страна апостола Фомы») Джованни схоронил своего спутника Николая и за 13 месяцев обратил в христианство более сотни индийцев. Его послание об Индии, написанное в декабре 1292 года, — первое в Европе описание Коромандельского берега.
Поклонившись предполагаемой могиле св. Фомы в Майлапуре, неутомимый францисканец в 1294 г. морем добрался до Ханбалыка (Пекин), столицы великого хана. Там он узнал, что Кубла-хан только что умер, а его место на престоле заступил Тэмур. Несмотря на противодействие пекинских несториан, он развернул бурную миссионерскую деятельность, построил первую католическую церковь в Китае (1299), а шесть лет спустя ещё одну, прямо напротив императорского дворца.
Как следует из составленных Джованни писем на родину от 8 января 1305 и 13 февраля 1306 гг., за 12 лет жизни в Китае он изучил местный язык, перевёл на него Новый Завет и Псалтырь, выкупил из рабства полторы сотни мальчиков, выучил их греческому и латыни, чтобы они могли петь псалмы и гимны в двух храмах Пекина. За несколько лет до написания писем к нему присоединился ещё один францисканец, Арнольд Кёльнский.
Папа Климент V был настолько польщён успехами католической веры на другом конце континента, что в 1307 г. направил в помощь Джованни семь францисканских епископов с поручением возвести его в архиепископский сан. До Китая из них добрались трое; ещё трое выехали из Рима в 1312 г. В житийной литературе Джованни приписывается основание миссии в Сямэньской гавани напротив Формозы и обращение в христианство императора Хайшана. Одним из последних европейцев, посетивших престарелого миссионера в Китае, был каноник Одорико Порденоне.
После смерти Джованни в 1328 году католическая церковь сохраняла присутствие в Китае на протяжении сорока лет, до восстания Красных повязок, носившего националистический и ксенофобский оттенок. В 1336 г. папа Бенедикт XII принимал в Авиньоне состоявшее из генуэзцев посольство от великого хана. В ответ на просьбу о направлении в Китай новых настоятелей, Бенедикт в 1338 г. выслал в Китай 50 клириков. В 1353 г. один из них, Джованни Мариньоли, вернулся в Рим и привёз с собой письмо юаньского императора к папе Иннокентию VI.
ОДОРИКО ПОРДЕНОНЕ или Одорик Фриульский (ок. 1286, Порденоне — 14 января 1331, Удине) — один из самых знаменитых путешественников средневековья, посетивший Индию, Суматру и Китай. В 1775 году состоялась его беатификация.
Одорико родился в семье выходцев из Богемии во фриульском городке Порденоне и поначалу подвизался во францисканском монастыре в Удине. Когда папский двор всколыхнули известия о миссионерских успехах Иоанна Монтекорвинского в Китае, Одорико вместе с другими клириками был направлен ему на помощь в Пекин. Точное время его путешествия неизвестно; по-видимому, он провёл в дороге почти 15 лет — с 1316 или 1318 по 1329 или 1330 годы.
В своём сочинении Одорико подробно описывает своё путешествие до Китая через Венецию, Константинополь, Трапезунт, Эрзрум, Тебриз, Язд и Ормуз. Добравшись на корабле до окрестностей современного Бомбея, он выкопал мощи мучеников, трёх итальянцев и грузина, которые были убиты по приказу местного правителя и погребены доминиканцем Каталани. Проследовав Малабарским берегом до Цейлона, Одорико — подобно всем странствующим по Востоку христианам — устремился к святыне апостола Фомы в Малайпуре близ Мадраса.
Поклонившись могиле святого, Одорико проследовал через цепь островов (по-видимому, Суматра, Ява и Борнео) и Вьетнам в великую гавань Гуанчжоу и порты Тайваньского пролива. В одном из них, Сямыне, он учредил два францисканских монастыря, где предал земле мощи индийских мучеников. Ханчжоу показался ему величайшим городом в мире, но он проследовал на север в Ханбалык (Пекин), чтобы встретиться со старцем Иоанном. При храмах Пекина он пробыл три года (вероятно, с 1324 по 1327), после чего сухопутным путём отбыл на родину.
Об возвратном маршруте Одорик говорит вскользь и в общих чертах. Известно лишь, что он проезжал землей пресвитера Иоанна (то ли Монголия, то ли Тибет). По прибытии в Италию он поселился в миноритской обители при падуанском соборе св. Антония, где в мае 1330 года и продиктовал одному из монахов историю своих странствий. Он хотел было ехать к папскому двору в Авиньон, но в Пизе слёг с лихорадкой и, едва добравшись до родного Удине, скончался.
Продиктованное Одорико описание путешествий изобилует точными подробностями китайской жизни, такими как бинтование ног женщин, ужение рыбы при помощи ручных бакланов и обычай растить огромные ногти. Достоверные факты перемежаются с выдумками и неточностями, особенно в описании островов Индонезии.
О ДЖОВАННИ МАРИНЬОЛЛИ, уроженце селения Мариньолле, расположенного близ Флоренции, сохранились весьма скудные сведения.
Можно предположить, что родился он между 1290 и 1295 гг., учился в Болонье и около 1315 г. вступил во францисканский орден. При Иоанне XXII, когда францисканцы были не в фаворе, он, видимо, находился в монастыре Санта-Кроче во Флоренции, а в Авиньоне появился лишь при Бенедикте XII. Почему именно на него пал выбор папы, когда снаряжалось посольство в Ханбалык, сказать трудно.
О самой миссии в Китай и маршруте, которым Мариньолли шел на Восток и возвратился из Ханбалыка в Европу, долгое время почти ничего не было известно. В 1768 г. чешский монах Гизеллий Добнер нашел в Праге одно произведение Мариньолли, которое, судя по названию, никакого отношения не имело к его путешествию на Восток. Это была хроника Богемии, составленная Мариньолли по поручению императора Карла IV около 1355 г. Но в различные главы своего труда автор вставил фрагменты своих путевых заметок. При этом Мариньолли свел к минимуму все маршрутные и хронологические указания, и трассу его многолетнего путешествия по странам Азии можно восстановить лишь с большим трудом.
Во главе миссии из пятидесяти человек Мариньолли в декабре 1338 т. отправился из Авиньона. Побывав в Неаполе, где миссия была принята королем Робертом Сицилийским, оказавшим ей материальную поддержку, Мариньолли и его спутники проследовали в Константинополь, куда прибыли 1 мая 1339 г. Из Константинополя, где миссия вела совершенно бесплодные переговоры с главой греческой церкви, Мариньолли отправился в Кафу. Через Тану он проследовал в резиденцию хана Узбека—Новый Сарай, где провел зиму 1339—1340 гг. В мае 1340 г. Мариньолли выехал из Сарая и, побывав в Ургенче, в конце 1340 г. прибыл в Алмалык, где прожил около года.
Через Джунгарию и Южную Монголию Мариньолли затем прошел в Китай, и в Ханбалык он прибыл в 1342 г.
Великий хан Токалмут (китайское его имя — Шуньди) хорошо принял миссию (по словам Мариньолли, до Ханбалыка дошли 32 его спутника), но “больших успехов в Китае папский легат не добился”.
Очевидно, чересчур большие надежды возлагались в Авиньоне на миссию Мариньолли. Великий хан мало был заинтересован в дружбе с “господином всех христиан”, чья резиденция находилась где-то “за семью морями”.
В Ханбалыке Мариньолли провел около четырех лет. По-видимому, осенью 1346 г. он отправился в обратный путь по маршруту, которым возвратился из Китая в Европу Марко Поло. Покинув 26 декабря 1346 г. Зайтон, Мариньолли морем прошел в Индию и весной 1347 г. прибыл в Куилон. В сезон юго-западных муссонов он из Куилона в 1348 г. проследовал в Майлапур, а затем направился в страну Саба, о местонахождении которой уже более ста лет спорят комментаторы его записок. Астрономические указания, которые приводит, говоря о Сабе, Мариньолли, не согласуются с прочими его сведениями об этой земле. Скорее всего, Саба Мариньолли соответствует Суматре, а не Яве, и, быть может, описывая этот остров, управляемый женщиной-царицей, наш путешественник, отдав известную дань воображению, изобразил страну, населенную племенами минангкабау, лежащею на центральном участке северного берега Суматры.
Любопытно, что страна со сходным названием и близкого к Суматре географического положения встречается в “Хожении за три моря” Афанасия Никитина.
Из Сабы, вероятно в 1349 или 1350 г., Мариньолли перебрался .на Цейлон, а затем через Ормуз — Багдад — Мосул — Эдессу — Алеппо — Дамаск проследовал в Иерусалим. Побывав на Кипре, Мариньолли в 1353 г. возвратился в Авиньон ко двору папы Иннокентия VI (1352—1362). Папа вознаградил Мариньолли за многолетнее путешествие, сделав его епископом Базиньяно. Вряд ли, однако, Мариньолли довелось посетить свою епархию, затерянную в горах Калабрии.
Назначение это было чистейшей синекурой, и Мариньолли в 1353—1354 гг. жил в Авиньоне и в Риме, где состоялась коронация папой императора Карла IV. На коронационных торжествах Карл встретился с Мариньолли и, видимо, настолько заинтересовался его рассказами о странах Востока, что взял его с собой в свою столицу — Прагу. Карл IV, просвещеннейший монарх своего века, основатель знаменитого Пражского университета, неутомимый строитель Златой Праги, усадил Мариньолли за составление богемских анналов — хроники героического прошлого чешской земли. Естественно, что в составленную им хронику Мариньолли включил отрывки из своих воспоминаний о путешествии на Дальний Восток,
Он, вероятно, завершил хронику уже в 1355 г. Во всяком случае, в 1356 г. он побывал в Авиньоне в составе флорентийского посольства, а в 1357 г. посетил Болонью. Год смерти его неизвестен. Вероятно, он умер в 60-х годах XIV в.
Главная
Моя география
Восточная литература ( источник)
Википедия ( источник)
Продолжение.
|