Индийские плавания  

Некоторые сведения об устройстве индийских судов первых веков н.э. дает изучение рельефов в Боробудурском храме (рубеж VII—VIII вв.). Изображенное на рельефе судно имеет две мачты, с бортов обтянутые вантами, треугольные паруса, носовое и кормовое рулевые весла. Важной деталью является балансир-поплавок, состоящий из четырех бревен, длина которых равна примерно одной трети длины корпуса. Этот балансир присоединен к корпусу судна посредством трех изогнутых и трех прямых брусьев.
Установка такого балансира повышала остойчивость судна и делала его более устойчивым на волне. Возможно, что появление на индийских судах таких поплавков явилось результатом заимствования индийскими судостроителями у предков малайцев, изобретших это устройство еще в глубокой древности. Правда есть ученые, считающие, что подобная конструкция была создана в Индии. Ведь лодку, имеющую поплавок-противовес, называли катамараном, что в переводе с тамильского (тамилы населяли Южную Индию) обозначает «спаренные бревна».
Наличие на рельефе балансира, носового и кормового рулевых весел позволяет предположить, что способы управления таким судном были подобны тем, которые использовались на парусных индийских и цейлонских лодках еще в середине XIX в.
При наличии одного балансира он всегда остается на наветренной стороне. Хотя такой балансир изготовлялся добротно и имел сравнительно большую массу по сравнению с массой корпуса, для предупреждения опрокидывания при ходе в свежий ветер мореходы добавляли к массе балансира массу своих тел, размещаясь по возможности на соединительных брусьях, как это делают современные яхтсмены, вынося тела по возможности за наветренный борт.
Так как балансир всегда оставался с наветренной стороны, то поворот судна осуществлялся за счет переноса парусов на другой борт и перехода с управления кормовым веслом на управление с помощью носового и наоборот; при этом задействованное рулевое весло опускалось в воду. То есть при изменении направления движения судно начинало двигаться кормовой частью вперед. Ясно, что такие суда имели примерно одинаково острые очертания носовой и кормовой части корпуса.
Индийские мореходы в глубокой древности освоили водные просторы Индийского океана и южных морей, внесли весомый вклад в развитие уникальной цивилизации народов, населяющих Индостанский субконтинент и другие страны и острова Южной и Юго-Восточной Азии.


Главная
Моя география

Hosted by uCoz