Путешественник посетил святые для евреев гробницы. В Иерусалиме это гробницы великих царей Давида и Соломона. В Вифлееме (Бет-Лехем) — гробница праматери Рахели, сложенная из 11 камней по числу детей "праотца нашего Яакова". В Наблусе (Шхеме) находится могила Иосифа, останки которого согласно его
завещанию "вынесли сыны Израилевы из Египта, схоронили в Шхеме".
Город Дамаск "весьма большой и красивый, окружен со всех сторон каменною стеною. Окрестности его изобилуют садами и рощами на пространстве до 15 миль. С этой страной ни одна страна в мире не может сравниться в плодородии. С горы Ермона, при подножии которой стоит город, стекают две реки: Авана и
Фарфар; из них Авана протекает в середине города; воды ее посредством деревянных труб проведены в дома знатных жителей, а также на улицы и площади". Город — торговый, привлекает купцов из разных стран.
"Говорят, — пишет Вениамин, — что в царском дворце магическим искусством сделана стеклянная стена, в которой столько отверстий, сколько дней в солнечном году. Солнце каждый день является в одном из отверстий и проходит по 12 градусам соответственно числу часов дня, так что каждый может поэтому
узнать, который час. В дворце находятся покрытые золотом и серебром ванны таких размеров, что в каждой из них три человека разом могут купаться".
В Багдаде Вениамина поразило богатство дворца халифа, "великого государя" Аббасида-Ахмеда. Дворец располагался в центре города, был окружен парком, "состоявшим из всех существующих в мире сортов деревьев, как фруктовых, так и неплодоносных; там же всевозможные звери, а в середине парка пруд, наполненный водами Тигра. Когда вздумает халиф доставить себе удовольствие прогуляться и потешиться,
ему устраивают ловлю рыб в пруду и охоту на птиц и животных в парке". По данным Вениамина, в Багдаде было 1000 евреев и 28 синагог. Евреи жили в мире, "пользовались полным спокойствием и даже почетом. Там же в городе находится гробница пророка Иехезкеля — место паломничества иудеев".
"Этот великий король, — пишет Вениамин о халифе, — очень любит израильтян, усердно занимается чтением законов Моисея, прекрасно знает еврейский язык, на котором он читает и пишет в совершенстве".
Восхваляя халифа, Вениамин, как бы между прочим сообщает, что братья правителя также живут в полном довольстве, но... в цепях, которые обязаны носить во избежание повторного заговора, попытка которого уже состоялась.
Вениамин ничего не пишет о каком-либо враждебном отношении к нему исмаильтян, населяющих страны Ближнего Востока. Напротив, он отмечает мусульманско-иудейское доброе согласие, существовавшее в то время.
В Египте Вениамин побывал в Каире, Александрии, на Синайском полуострове у горы Синай, где Моисей получил от Б-га драгоценные скрижали.
В Каире путешественник видел две синагоги. В одной палестинские евреи читали главу из Торы три недели, в другой вавилонские — одну неделю. Это значит, что чтение в первой синагоге продолжалось три года, во второй — год.
Большое впечатление на Вениамина произвел знаменитый Александрийский маяк, к тому времени сильно разрушенный. Маяк служил одновременно крепостью и наблюдательным пунктом, позволявшим обнаруживать корабли, плывущие с враждебными намерениями из Греции или с Запада в Александрию "на расстоянии
многодневного пути". Путешественник ошибочно полагал, что это достигалось с помощью зеркала, установленного на верху башни. На самом же деле это была система металлических зеркал со своим
управлением.
В дневнике Вениамина содержатся не только общеинтересные сведения, но и предназначенные для следующих путешественников специальная информация и советы.
Путешественник приводит много адресов, где "можно остановиться", где "есть богатые люди, охотно помогающие всем, кто к ним приходит". Юношам, желающим учиться и готовым для этого отправиться в другую страну, он сообщает, что в Нарбонне "можно получить прекрасное образование", что в Монпелье "имеются школы, где изучают Талмуд", что в Люнеле "студентов, приезжающих из далеких мест, обучают,
кормят, одевают, обеспечивают жильем за счет местной общины на весь срок учебы". По его данным, в Константинополе "есть люди, знающие всю греческую литературу". Купцам он указывает наиболее удобно расположенные для целей торговли порты, города, в которых сходятся торговые пути, где и какие товары
можно приобрести. Так, в районе Амальфи — изобилие фруктов, в Мессине — много хлеба и ячменя, в Трапании добывают кораллы.
Вениамин предостерегает от опасностей и советует посетить целебные места: "Капуя — красивый город, но вода в нем плохая, в прилегающей местности свирепствует лихорадка. А в Пуццуоли близ Неаполя есть источники горячей воды числом около двадцати, которые бьют из земли и находятся недалеко от моря; все, кто страдает от какой-нибудь болезни, приходят купаться в них и вылечиваются".
Вениамина называют еврейским Марко Поло, предполагают, что его подвиг через сто лет побудил венецианца отправиться в свое знаменитое путешествие. Представляется, однако, более справедливым считать Марко Поло итальянским Вениамином, поскольку еврей из Туделы опубликовал свой дневник на сто
лет раньше. Марко Поло его не читал и вряд ли что-либо о нем знал. Это видно из того, что ему после опубликования написанной с его слов "Книги" (так назывались воспоминания итальянского путешественника) не хотели верить. А ведь он рассказывал о российских холодах примерно то же, что и Вениамин. Будь он
знаком с дневником своего предшественника, ему достаточно было бы на него сослаться, и у оппонентов, наверное, не осталось бы сомнений.
Хотя прошло более восьми веков, "Путешествие Вениамина" не утратило своей ценности и поныне. Значительный интерес в дневнике путешественника из Туделы представляет отражение того факта, что мусульмане и евреи могут жить в мире и согласии друг с другом, извлекая из этого большую пользу в первую очередь для собственного просвещения. Книга Вениамина — редкий и ценный источник информации о жизни евреев и других народов во времена средневековья, а его путешествие по праву считают подвигом.
Лазарь Медовар
http://www.lechaim.ru/ARHIV/89/medovar.htm
|