История парусного флота.  

Мы не знаем и вряд ли узнаем когда-либо время и место создания первой лодки с мачтой и парусом.
Начнем с сохранившихся данных - со старых кораблей и материалов раскопок. Здесь мы тоже не всегда стоим на твердой почве. Например, Ноев ковчег, судя по библейскому его описанию, имел 150 метров в длину, 25 метров в ширину и 15 метров в высоту. Определить точно время его постройки мы не можем, но считается приблизительно, что ковчег был построен за 4000 лет до н. э. Столь гигантское сооружение не соответствует нашему представлению о технических возможностях той эпохи. Он был якобы собран из длинных и крепких кедровых досок. Но, скорее всего, если Ноев ковчег вообще существовал, он был построен не столь давно: для такого сооружения нужно было очень много накопленных знаний.
Более близкая к нам эпоха оставила информацию о богатой торговой гавани Тартессос на юге Атлантического побережья Испании. Греческий географ Страбон сообщает, что к началу нашей эры Тартессос существовал уже 7000 лет. Условия и средства мореплавания той эпохи нам практически неизвестны. Но факт есть факт. Около V в. до н.э. карфагеняне полностью разрушили Тартессос... Чисто логические умозаключения позволяют полагать, что первая лодка представляла собой ствол дерева, плывущий по течению, а прообразом мачты был торчащий кверху сук, за который можно было держаться, чтобы не упасть в воду. Идея паруса возникла из наблюдения за действием ветра, а затем на мачту стали натягивать шкуры животных или щитки из древесной коры. По-видимому, парус изобрели задолго до колеса и телеги, потому что реки были самым естественным путем сообщения.
Известны также очень древние плоты из древесных стволов. Самым древним плотом считают бразильскую жангаду из бальсовых стволов. По мнению многих специалистов, колыбелью парусных кораблей был Индонезийский архипелаг. Парусные пироги Южной Азии состояли из выдолбленного ствола и бокового поплавка, жестко с ним соединенного, а катамараны представляли собой две пироги, соединенные перемычкой. Эти корабли проникали в самые отдаленные области Тихого океана еще до того, как европейцы стали выходить в море. Возможно, и до того, как по Нилу потянулись суда, груженные тяжелыми каменными блоками для строительства пирамид, а это было за 6000 лет до н. э.
В Европе древнейшие ископаемые суда — выдолбленные сосновые стволы в Шотландии. Их возраст оценивают в 8000 пет. Идентичные лодки раскопаны в Голландии — им по меньшей мере 2000 лет. На берегах Вислы, южнее Варшавы, был найден выдол- бленный дубовый ствол, возраст которого восходит к третьему тысячелетию до н. э. Уже в 3300 году до н. э. пошли парусники по Нилу. Сначала их делали из стеблей папируса, а пять веков спустя появились деревянные лодки с веслами и парусом. Они уже выходили из Нила в море. Во втором тысячелетии до н. э. Египет был одной из крупнейших морских держав тогдашнего мира. Египетские корабли бороздили не только средиземное море, они выходили в Индийский океан по специально прорытому каналу к Красному морю (канал прорывали с 2000-го по 1700-й год до н. э.). Ряд факторов привел финикийцев, бывших кочевников, в конце четвертого тысячелетия до н. э. на землю нынешнего Ливана, где они превратились в самый корабельный народ на Средиземноморье.
Одним из этих факторов было использование кедра для кораблестроения, вторым — приход в упадок Крита и Микен. Критяне научили финикийцев строить корабли. С 2100 по 1450 гг. до н. э. морская мощь Крита простиралась до Геркулесовых Столпов (нынешний Гибралтар), но там уже господствовал флот Тартессоса, и критская торговля К XV в. до н. э. Крит захватили ахейцы из Микен на Пелопоннесе, а через сто лет Крит погиб в результате гигантской природной катастрофы; в чем она заключалась, никто нынче не знает. И флот Крита исчез, уступив место микенскому флоту, который господствовал на море с XVI по XII вв. до н. э. Но и его время прошло под давлением дорийцев и так называемых «морских народов», угрожавших даже Египту. Финикийцы умело воспользовались полученной от критян и микенцев морской наукой, научились строить корабли с килем и шпангоутами и боевые корабли с носовым тараном. Научившись плавать в открытом море, они углубили свои познания в навигации и стали предлагать транспортные морские услуги египтянам, ассирийцам, персам и израильтянам. По заказу фараона Нехао они около 600-го г. до н. э. совершили экспедицию вокруг Африки, выйдя в путь через Красное море и вернувшись почти через три года в Египет через Гибралтар. Карфагеняне первыми стали строить суда с двумя ярусами гребцов. Но греки научились строить большие и более совершенные боевые корабли — триеры, и вытеснили финикийцев со Средиземного моря. Финикийцы плавали еще долго, но господство на этом море перешло к соперничающим между собой грекам и карфагенянам. В VIII в. до н. э. греческая колонизация, которая до тех пор ограничивалась западными берегами Малой Азии, распространилась на Западную Грецию и Черноморье. Совершая свой грандиозный индийский поход, Александр Македонский собрал бригаду критских плотников, которые в 326 г. до н. э. построили ему флот из тридцати баркасов и более мелких судов. Флот строился на реке Инд, под руководством критянина Неарха. Построенный флот, состоявший из 150 судов, вышел из устья Инда, имея на борту 5000 воинов. Они прошли вдоль персидского берега и вошли в устье Евфрата, где встали на якоря в 324 г. до н.э. Карфаген — финикийская колония, была заложена в 814 г. до н. э., стала независимой и уже сама основала свои колонии в Западном Средиземноморье. Карфагеняне всегда заявляли, что они были первооткрывателями Канарских островов, острова Мадейра. Можно допустить, что северовосточные ветры помогали им достигать и Америки. На рубеже VI и V вв. дон. э., около 500-го года, карфагеняне организовали большую торговую и колонизаторскую экспедицию к берегам Западной Африки. Под командованием навигатора Ханнона пошли шестьдесят больших судов, каждое из которых имело по 50 весел. Тридцать тысяч мужчин и женщин были доставлены на берег Камеруна. Римляне начали морскую войну с Карфагеном за владение Сицилией, производившей очень много зерна. Не имея еще никакого флота, римляне свои первые десанты отправляли на плотах. В 260 г. до н.э. во втором сражении у Милаццо, на северо-западе Мессинского пролива, римляне победили карфагенский флот, применив новую тактику: абордаж с помощью падающих мостиков на палубе. Карфагеняне, совершенно не привыкшие к этой новой тактике, потерпели поражение. После окончательного разгрома Карфагена в 146 г. до н.э. римляне стали неоспоримыми хозяевами Средиземноморья. Но вот в этом море, которое римляне называли «Наше море» (Mare Nostrum), снова появляются претенденты на господство — пираты.Уже в 1 в. до н.э. пираты владели в Средиземном море почти 1500 кораблями. Такого флота не имела в то время ни одна страна. Напрасно Рим предпринимал многочисленные экспедиции против пиратов. Все было тщетно, пока в 67 г. до н.э. не явился Помпей — он применил не только большие триремы, но и очень маневренные либурны. Вслед за победой Помпея над пиратами римляне царили в Средиземном море до падения Западной Римской империи, то есть до 476 г. н. э. Эпоха, начавшаяся в 476 г. н. э. и закончившаяся открытием Америки в 1492 г., После падения Западной Римской империи Восточная Римская (или Византийская) империя, возникшая в 395 г., сохранилась почти без потерь. Это была классическая морская держава. На протяжении V и VI вв. н.э. византийский флот по-хозяйски бороздил Средиземное море, потому что уже ни пираты, ни какая-либо иная сила не могли ему угрожать. Но Византия все равно скоро погибла под ударами арабов, турок и крестоносцев, которых поддерживали города-республики Венеция, Генуя, Амальфи и Пиза, предоставлявшие свои флоты для перевозки крестоносцев. Со времени первого крестового похода (1096—1099) эти города-республики начали закладывать верфи на оккупированных территориях. По просьбе венецианцев крестоносцы во время четвертого крестового похода в 1204 г. осадили и захватили Константинополь. С этого момента Венеция становится ведущим посредником в торговле между Востоком и Западом, это то положение, за которое шла безуспешная борьба начиная с VII века.
В 1453 г. турки нанесли окончательный удар по Византии, осадив и взяв Константинополь. Теперь хозяевами морской торговли стали итальянские города-республики, и первая из них — Венеция. И господство этих республик на Средиземном море продолжалось до XVII века.
Для исследования восточных рынков Венеция снарядила в 1255 г. братьев Поло в Китай.Экспедиция вернулась в Венецию только в 1295 г. Марко Поло провел много времени при особе китайского императора и оставил ценнейшие записи о трехлетнем морском путешествии за счет китайской казны вокруг Суматры, Индии и Персии. Плыли они на китайских джонках. Крестовые походы растянулись без малого на два столетия. Они дали новый толчок навигацми в Средиземном море. Эти походы распространяли технические новинки в области мореплавания, в частности, главную из них — руль с пером, установленный на оси. Эта конструкция пришла из Северной Европы. Началась новая, последняя эра борьбы за господство на знаменитом море. Венецианские верфи спустили на воду новые галеры и галеасы, на которых в 1571 г. объединенный флот итальянских городов-республик, Испании и Папской области разгромил турецкие галеры при Лепанто. И эта победа при Лепанто второй раз спасает Средиземное море от покорения азиатами. На верфях Венеции и Генуи строилось много и торговых судов, которые назывались нава.
Но все упомянутые до сих пор типы кораблей годились только для плавания в Средиземном море — для океанских просторов нужны были суда иного типа. Первыми создали такие корабли и вышли на них в океан португальцы.


Источник информации.
Продолжение.
Главная
Моя география

Hosted by uCoz