Вениамин Тудельский  

Вениамин из Туделы, Вениамин Тудельский — под этими именами вошел в историю мировой цивилизации еврей из небольшого городка на севере Испании. Известно, что жил он в XII веке, но в какие годы, нигде не указывается. Предположительно, он умер в 1173 году, после своего возвращения из знаменитого путешествия по трем частям света — Европе, Азии, Африке. В путешествии он провел, по разным данным, от 10 до 13 лет и все это время вел путевой дневник, где подробно описывал страны, которые видел, а также те, о которых ему рассказывали. Все услышанное он брал на веру, не отделяя его от того, что наблюдал лично, даже если это казалось явно вымышленным. Впрочем, впоследствии многие сведения, представлявшиеся совершенно нелепыми, получили удовлетворительное научное объяснение.
О себе и своей семье Вениамин ничего не сообщает; сведений о его "доскитальческих" годах, как и его портретов, не сохранилось. Дневниковые записи путешественника позволяют сделать вывод, что это был общительный, доброжелательный человек, хорошо знавший Тору и другие священные книги, всегда готовый оказать помощь ближнему. Он ни о ком не написал плохого слова, его хорошо принимали в еврейских общинах других стран, ему доверяли попутчики. Но он был достаточно решителен и настойчив. Его не остановили предстоящие и неизбежные в таком путешествии трудности, как не остановило и то, что в Святой Земле, в частности в Иерусалиме, куда он стремился, властвовали крестоносцы.
Историки называют XII век золотым для евреев Испании. Это был период расцвета еврейской культуры в стране, к лучшим и всемирно известным представителям которой относились такие поэты и ученые, как Иегуда Галеви, Авраам Ибн Эзра, Иегуда Альхаризи, Маймонид (Рамбам). Поэт и философ Иегуда Галеви почти одновременно с Вениамином отправился посетить Святую Землю, однако не дошел, погиб в пути.
Евреи совершали путешествия, получали образование, становились прекрасными врачами, астрологами, математиками. Они, как правило, знали иностранные языки, и арабские правители использовали их в качестве переводчиков, дипломатов, придворных врачей и советников. Так, Маймонид, автор философских и религиозных трудов, духовный руководитель евреев Востока, знаменитый медик, был назначен египетским султаном Саладином врачом при своем дворе.
Еврейская община Туделы состояла из людей различных профессий: земледельцев, виноградарей, стеклодувов, портных, сапожников, мелких торговцев, богатых купцов. Знакомство с ними помогало Вениамину лучше ориентироваться в своем путешествии.
Несмотря на упомянутое относительное благополучие, евреи Испании и других европейских стран мечтали лишь о том, как выжить и воссоединиться в своем историческом отечестве, Святой Земле — Палестине.
Вениамин предпринял свое путешествие не только из желания увидеть другие страны и побывать в Палестине, но и с целью собрать сведения о еврейских общинах этих стран, установить связь между ними, способствовать их объединению.
Еврей из Туделы был гостем общины в каждом городе, в каждой местности, где он бывал, и везде записывал, какова численность общины, каков род занятий ее членов, кто стоит во главе общины. Обо всем и всех он пишет в свойственном ему доброжелательном духе: "Все члены общин любят своих собратьев и оказывают свои услуги как ближнему, так и дальнему. Если явится к ним пришелец, они с радостью принимают его, делают ему угощение". С особым уважением он упоминает общину Парижа: "Там живут такие
ученые, что подобных им не найти по всей земле; они очень гостеприимны, всем евреям они друзья и братья".
Свои записи путешественник вел на иврите, языке еврейских общин. Книгопечатания в Европе в те времена не существовало, и единственным способом размножения рукописей была их переписка. По возвращении из путешествия Вениамин охотно предоставлял для этого свой дневник. Интерес к нему быстро распространился по всей Испании и перешагнул за ее границы. Появились переводы, а с ними и желание их приобрести. Дневник путешественника открыл читателям многие неизвестные им дотоле страны с их экзотикой и обычаями, позволил шире взглянуть на мир, почувствовать солидарность с людьми, живущими далеко от них; он свидетельствовал также о духовном единстве еврейских общин,даже никогда не слыхавших друг о друге.
После появления книгопечатания рукописи Вениамина очень скоро превратились в книги, первая из них появилась в 1543 году в Константинополе, затем она была переведена на латинский, английский, французский, голландский, немецкий, испанский и русский языки. Западноевропейские издатели выпускали
книгу под названием "Путешествие Вениамина", снабжали ее предисловиями переводчиков и примечаниями ученых, историков и географов.
Б. Блюменкранц в очерке "Путевые записки Вениамина из Туделы" ("В защиту мира", 1960, №2) приводит предисловие неизвестного средневекового автора: "Это путевые записки рабби Вениамина, сына Ионы из Наварры, — да пребудет душа его в раю.
Русский перевод, выполненный П. Марголиным, помещен в его книге "Три еврейских путешественника XI и XII ст. Эльдад Данит, р. Вениамин Тудельский и р. Петахий Регенбургский" (еврейский текст с русским переводом, С.-П., 1881). На первой странице книги — посвящение: "Его сиятельству князю Павлу Петровичу
Вяземскому с глубоким уважением посвящает переводчик". П. Марголин, цензор еврейских книг в С.-Петербурге, был связан с сыном поэта П.А. Вяземского, друга А.С. Пушкина.
Многочисленные переписчики, переводчики и издатели не могли не внести в текст "Путешествия" свою "лепту". Вероятно, поэтому в разных изданиях приводятся разные наименования ряда городов и морей, разные даты пребывания в них путешественника и даже участки маршрута путешествия. Следует также иметь в виду, что с годами многие географические названия, как и границы стран, претерпели изменения. Некоторые города за прошедшие со времени путешествия Вениамина 800 с лишним лет вообще исчезли с карты
мира, появились новые.
В "Атласе истории географических открытий и исследований" (М., 1959) на карте "Путешествия европейцев на восток. XII—XV вв." первым значится путешествие Вениамина Тудельского, но маршрут его изображен весьма неточно и без конкретизации городов.
Свое путешествие Вениамин совершал пешком или морем, если удавалось найти нужный корабль и капитан соглашался взять одного пассажира. Часто приходилось искать попутчиков для морского плавания. Расстояния между городами, островами он отсчитывал в днях путешествия пешком (не сообщая, какой была
скорость передвижения) или днях плавания (иногда в парасангах, равных примерно 6 км).
Испанские евреи в то время уже в какой-то степени владели картографией. Известно, что через 300 лет именно они снабдили картами Колумба, но утверждать, что у Вениамина были карты, нельзя.
Из Туделы путешественник отправился вниз по реке Эбро через города Сарагоса и Тортоса до Таррагоны, прошел по приморским городам Испании и Франции до Марселя, оттуда морем до Генуи и по западному побережью Италии через Пизу, Рим, Неаполь до Салерно. После неудачных попыток сесть на корабль, идущий
в Палестину, Вениамин взял путь на Адриатическое побережье, однако и там, в портах Трани и Бари, сесть на корабль он не сумел. Путешественник дважды пересек основание итальянского "каблука" (Бари—Таранто— Бриндизи) и только в самой восточной его точке, городе Отранто, попал на корабль, направлявшийся на остров Керкира (Корфу). Высадившись на севере континентальной Греции, он прошел на юг, по побережью Коринфского залива до Коринфа, по Центральной и Восточной Греции — до залива Воло, оттуда морем до Салоник, затем на восток — до Константинополя.
Дальнейший его путь пролегал по морю через Дарданеллы с заходом на крупные острова в Эгейском море и остров Крит. Плавание закончилось высадкой в Тарсусе (Тарсе), откуда начался путь Вениамина по странам Ближнего Востока. Он посещает древнюю столицу Сирии Антиохию (ныне Антакья), Бейрут и, наконец,
приходит в Эрец-Исроэл. Состоялось знакомство с Иерусалимом, другими святыми местами, и снова в путь — через Дамаск и Халеб к Мосулу на реке Тигр и по ней — к Багдаду. После осмотра города и развалин древнего Вавилона вблизи Хилла Вениамин отправляется по нижнему Евфрату через Басру к Персидскому
заливу.
Морской путь по Персидскому заливу и Аравийскому морю вокруг Аравийского полуострова закончился в юго-восточной части полуострова в порту Забид. Далее ему предстоит пересечь Красное (в те времена Чермное) море и высадиться на берегу Африки, нынешней Эфиопии. Отсюда, углубившись в континент до реки
Нил, он спускается вниз по реке до ее впадения в Средиземное море. Перед ним простираются богатые плодородные земли по Нилу, большие города Египта — Каир, Александрия, Думьят (Дамиетта). Он побывал также на Синайском полуострове. Возвращался Вениамин морским путем из Думьята на остров Сицилию и в Рим.
Вероятно, понимая, что совершить еще одно путешествие он уже не сможет, Вениамин стремился увидеть как можно больше.Поэтому, прибыв из Рима на север Италии, он не отправляется сразу в Испанию, а идет дальше на север через Пиренеи и проходы в Альпах в Германию, а оттуда на запад, во Францию. В его дневнике появляется запись о том, что еврейские общины в Германии (Альмании) живут вдоль великой реки Рейн и "вся эта земля называется у евреев Ашкеназ". Из Парижа его путь лежит уже на родину, в Испанию.
В дневнике Вениамина приводятся и услышанные им краткие сведения об Индии, Тибете, Хиве, Самарканде, Китае, России.
Мнение некоторых авторов о том, что он посещал эти места, представляется ошибочным — сведения о них весьма отрывочны, а кроме того, путешественник не приводит информации о еврейских общинах этих стран, что он обычно делал. Большинство авторов, в том числе Б.Блюменкранц и П. Марголин, а также представленные ниже источники более обоснованно утверждают, что Вениамин после Басры не пошел на восток, а направился к Персидскому заливу, чтобы возвратиться в Испанию.
В отношении России он говорит лишь то, что за Германией лежит страна Богемия, называемая иначе Прагой, а за ней Русь — обширное царство от ворот Праги до ворот Киева, который является великим пограничным городом царства. "Страна гористая и лесистая, где водятся звери (белки, горностаи, соболи). Человек там зимой не выходит из дома из-за ужасной стужи", — сообщает путешественник.
Описывая города и страны, в которых он побывал, Вениамин, если говорить современным языком, затрагивает вопросы их истории, архитектуры, археологии, географии, общественной жизни. Его дневниковые записи часто эмоциональны, иногда даже восторженны, касаются ли они экзотической архитектуры города, правителей стран или глав еврейских общин.
Он пишет о том, что еврейская община Рима включает 200 семей, все они "пользуются уважением и никому не платят налоги"; далее следует рассказ о городе, разделенном рекой Тибр на две части, в одной из которых находится грандиозный храм, бывший дворец Юлия Цезаря, собор святого Петра, как его здесь называют. “В городе много замечательных зданий, подобных им не найти ни в каком другом городе. В центре его — восемь дворцов римских императоров. За чертой города — еще один дворец, предположительно, императора Тита. В самом городе находится дворец Веспасиана, громадное и прочное здание, а также Колизей, который состоит из 365 частей по числу дней в солнечном году, окружность его составляет примерно 3 мили".
В Греции, в Фивах, большая община евреев занималась шелковой и пурпурной промышленностью, а "на горе Парнасе живут одни только евреи, около 200 человек, сеют и жнут на своей земле". Путешественник рассказывает об особой секте на острове Кипр, которая празднует Субботу не с пятницы вечером, а с субботы утром.
“В Константинополе евреи живут вне города и приезжают в него морем для торговли. Одни из них шелкопромышленники, другие — купцы, среди них много богатых. Некоторое облегчение они имеют благодаря р. Соломону а-Мицри, состоящему лейб-медиком у императора". Несмотря на издевательства со стороны проживающих там греков, "евреи милосердны, соблюдают Б-жьи законы и терпеливо переносят гнет. Квартал, где сосредоточено еврейское население называется Пера". Через семь столетий из записок другого путешественника, А. Вамбери, мы узнаем, что Пера стал одним из престижных районов Стамбула (Константинополя). Вениамин восторгается великолепием храмов города: "Внутреннее убранство их отличается таким богатством, какого нет ни в одной церкви в мире. В этих церквах золотые и серебряные лампы — и все это в неисчислимом количестве".
Святая Земля, куда отправился Вениамин, пребывала тогда под властью крестоносцев. Крестовые походы через страны Европы, особенно первый и второй, сопровождались убийствами тысяч евреев, грабежами их имущества, разгромом еврейских общин. Вступив в Палестину, крестоносцы завоевали часть страны, включая Иерусалим (1099 год), и образовали свое Иерусалимское королевство. Истребление евреев, а также исмаильтян (мусульман) они продолжили и здесь. Путешественник прибыл в Палестину между вторым и третьим крестовыми походами, когда королевство
крестоносцев уже приходило в упадок, их власть ослабла, а египетский султан Саладин готовился к полному освобождению от них Иерусалима. Вениамин оказался в городе в начале 70-х годов XII века, и не приходится удивляться, что он застал там всего 200 евреев. О крестоносцах он ничего не сообщает.
Иерусалим он описывает как небольшой город, в котором можно встретить представителей разных стран, услышать речи на всех языках. Евреи жили на окраине города под "башней Давида" и занимались крашением. Вениамин пишет о четырех воротах города — Авраама, Давида, Сиона, Иософата, «последние прямо напротив
бывшего когда-то древнего Храма Иерусалимского. На месте, где был древний, самый святой храм, стоит ныне Темпло-Доминко (в наши дни "мечеть Омара"), над которым Омар, сын Алькатаба, построил огромный и чрезвычайно красивый купол. Иноверцы не вносят туда ни крестов, ни образов, а являются лишь для
совершения своей молитвы. Против этого здания на западной стороне находится остаток стены, святая святых для израильтян, на площади перед ней они собираются для молитвы». Речь идет о Стене плача, которая еще во времена Вениамина была бесценной реликвией.


Продолжение.
Главная
Моя география

Hosted by uCoz