Чжэн Хэ ( 1371—1435) — китайский путешественник, флотоводец, дипломат, который после столетий изоляционизма принёс в Китай сведения о народах, населяющих берега Индийского океана. Совершил семь морских военно-торговых экспедиций в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки.
По всей вероятности, отец Чжэн Хэ служил мелким чиновником в одном из окружных присутствий Куньяна. Он имел шестерых детей и весьма скудный достаток для их пропитания. В 1382 году отец умер, оставив семью без кормильца. Видимо в те годы мальчик и был продан в рабство и оскоплен; затем он попал в Пекин ко двору одного из сыновей Чжу Юаньчжана, великого князя Чжу Ди, и спустя несколько лет стал его главным евнухом. Император Чжу Юаньчжан доверил ему оборону северо-западных рубежей страны от монголов. В 90-х годах XIV в. Чжу Ди стал брать с собой в походы и молодого евнуха, который также оказался способным воином.
Первый указ Чжу Ди о снаряжении экспедиции был дан в марте 1405 года. Этим указом её главой назначался Чжэн Хэ, а его помощником евнух Ван Цзи-хун. Подготовка экспедиции, видимо, была уже начата ранее, поскольку к осени того же года приготовления были завершены.Корабли строились в устье Янцзы, а также на берегах Чжэцзяна, Фуцзяни и Гаундуна и затем стягивались к якорным стоянкам на Люцзяхэ, где был назначен сбор флотилии. В состав флотилии вошли шестьдесят два корабля, на которых находилось двадцать семь тысяч восемьсот человек. Самые большие корабли в длину достигали сорок четыре чжана (сто сорок метров) и в ширину восемнадцать чжанов. Корабли средней величины соответственно имели тридцать семь и пятнадцать чжанов (сто восемь и сорок восемь метров). Цифры ещё более удивительные, если учесть, что наибольшая длина каравеллы первой экспедиции Колумба «Санта-Мария» не превышала восемнадцати с половиной метров, при максимальной ширине 7,8 м.
Как указано в «Мин ши», в первое плавание Чжэн Хэ вывел 652 больших корабля. Однако в средние века в Китае каждый большой корабль сопровождался ещё двумя-тремя малыми, вспомогательными. Гун Чжэнь, например, говорит о вспомогательных судах, которые везли пресную воду и продовольствие. Имеются сведения, что их число достигало ста девяноста единиц.
Сразу же после возвращения из похода осенью 1407 г. Чжу Ди, удивлённый диковинными товарами, привезёнными экспедицией, вновь направил флот Чжэн Хэ в далёкое плаванье, но на этот раз флотилия насчитывала лишь 249 кораблей, поскольку большое количество кораблей в первой экспедиции оказалось бесполезным. Маршрут второй экспедиции (1407—1409 гг.) в основном совпадал с маршрутом предшествующей, Чжэн Хэ посещал преимущественно знакомые места, однако на этот раз он больше времени пробыл в Сиаме (Таиланд) и Каликуте.
В дальнейшем флот Чжэн Хэ посещал ещё более отдалённые страны: во время четвёртой экспедиции (1413—1415 гг.) они дошли до г. Ормуза в Персидском заливе, а во время следующей (1417—1419 гг) — посетили Ласу (пункт в районе современного города Мерса-Фатима в Красном море) и ряд городов на Сомалийском берегу Африки — Могадишо, Браву, Чжубу и Малинди. Во время шестого плавания (1421—1422 гг.) флот Чжэн Хэ опять достиг берега Африки.
Шестое путешествие Чжэн Хэ наименее освещено в источниках, поскольку внимание хронистов было приковано к смерти императора, из-за которой возможно мореплаватель и был вынужден срочно вернуться на Родину. Целью путешествия, по версии Генвина Мензиса, помимо географических открытий также была доставка послов и иностранных правителей домой после их посещения церемонии открытия Запретного города. Как и ранее первым пунктом назначения флота Чжэн Хэ стала Малакка, где китайцами была основана перевалочная база для кораблей, возивших специи с Молуккас, или Островов пряностей.
Путешествия Чжэн Хэ были, возможно, первой страницей в истории Великих географических открытий. Он не ставил перед собой задачи закрепления в южных морях и создания долговечной торговой империи, оттого китайское влияние в посещённых им странах не продлилось и полувека. Тем не менее полученные им сведения о южных и западных странах привели к активизации торговли с Индокитаем и к росту китайской эмиграции в эти края. Тенденции, начало которым положили плавания Чжэн Хэ, продолжались вплоть до XIX века.
По той причине, что в правительстве Китая после смерти адмирала возобладали консервативне круги, которые выступали за возобновление изоляционизма, морские экспедиции были прекращены, упоминание об экспедициях в документах были уничтожены, а имя Чжэн Хэ предали забвению.
Осуществленные Чжэн Хэ в начале XV века крупномасштабные морские экспедиции свидетельствовали о том, что дело средневекового китайского мореплавания достигло кульминации своего развития. Чжэн Хэ внес важный вклад в развитие культуры мореплавания всего человечества. Его основные успехи сводятся к следующему.
Во-первых, были открыты межконтинентальные морские пути между Азией и Африкой, был проложен маршрут между Азией и Африкой для кругосветных плаваний европейцев. Когда португальский мореплаватель Васко да Гама направился к западным берегам Африки, обогнул мыс Доброй Надежды и доплыл до берегов Восточной Африки, местные жители рассказали ему о том, как китайский флот много раз побывал здесь несколько десятков лет назад. При помощи арабских навигаторов португальцы успешно доплыли до Индии по маршруту, открытому флотом Чжэн Хэ.
Во-вторых, были проведены морские исследования в западной части Тихого океана и Индийском океане, собрано много научных данных. «Карты морских плаваний Чжэн Хэ» удалось создать именно благодаря многочисленным морским исследованиям. Морские исследования Чжэн Хэ были проведены на 400 с лишним лет раньше изысканий общепризнанной в мире первой океанографической экспедиции на английском военном корабле «Челленджер» в 1872 – 1876 гг.
В-третьих, были определены стратегические регионы мореплавания. В ходе морских экспедиций Чжэн Хэ в соответствии со своими задачами и с учетом усвоенных сведений о морях выбрал Чжаньчэн (ныне Вьетнам), Маньлацзя (ныне Малакка), Цзюган (порт Палембанг, Индонезия), Гули (г. Каликут, Индия), Хулумосы (г. Абадан, Иран) как приоритетные регионы развития мореплавания, что способствовало расширению морского сообщения и сферы торговли.
Морские экспедиции Чжэн Хэ внесли также вклад в развитие других областей мореплавания. Его великолепные достижения принадлежат не только Китаю, но и всему миру. 28 лет своей жизни он посвятил морю. Когда флот под его командованием в последний раз покинул берега Китая, ему было уже 60 лет. Во имя культурных обменов Китая со своими соседями и мореплавания в целом он без колебаний отправился в путь и больше уже не увидел берегов Родины. По болезни он скончался в Гули в возрасте 62 лет, заснул вечным сном на мирном пути, открытом им самим.
Главная
Моя география
Чжен Хэ
|